Первая Русская матрешка родилась в 1890 году в мастерской «Детское воспитание», расположенной в усадьбе Абрамцево в Новой Москве. Владельцем Абрамцево был Сава Мамонтов — промышленник и меценат. Конец 19 века в России был временем большого экономического и культурного развития. Мамонтов был одним из первых, кто покровительствовал художникам, одержимым идеей создания нового русского стиля. Многие известные русские художники работали вместе с народными умельцами в мастерских Мамонтова — купить матрешку в спб недорого
Матрешка-матрешка «Фукурума», Япония. Конец 1890-х
Однажды на традиционную субботнюю встречу кто-то принес смешную японскую статуэтку добродушного смелого старика Фукурума. Кукла состояла из каких-то других фигурок, прижавшихся друг к другу. В нем было 7 статуэток. Это был кулак известной матрешки. С другой стороны существовала легенда, что первую куклу такого типа (матрешку) привез на японский остров Хонсю (где была сделана Фукурума) неизвестный русский монах. Действительно, этот вид гнездовых игрушек был хорошо известен и раньше-деревянные пасхальные яйца русского Крафтера, яблоки.
Один из художников Мамонтовского художественного окружения Сергей Малютин был заинтригован матрешкой Фурурумой и решил сделать нечто похожее, но с русской особенностью, собственную русскую матрешку. Кукла должна иметь свой русский дух и представлять специфические русские культурные и народные художественные традиции. Так Сергей Малюнин сделал эскиз такой куклы и попросил помочь ему сделать деревянную форму для матрешки Крафтера по имени Василий Звейдочин. Звейдочин перевернул на токарном станке первые деревянные матрешки из мягкой липы.
Принцип изготовления кукол остается неизменным до настоящего времени, сохраняя все приемы токарного мастерства русских мастеров. Обычно токарь использует такие деревянные материалы, как известь и береза. Древесина, предназначенная для изготовления кукол, обычно вырубается ранней весной, очищается от коры, оставляя в некоторых местах сруба кольца коры для предотвращения во время сушки растрескивания древесины. Подготовленные таким способом бревна укладывают в штабеля, между ними имеется зазор для воздушного потока.Обычно древесину выдерживают на открытом воздухе в течение нескольких лет, чтобы довести ее до определенного состояния, избегая неправильной сушки. Только опытный мастер может определить готовность материала. Готовые к обработке бревна распиливают на заготовки для будущих кукол. Заготовка куклы преодолевает до 15 операций в руках токаря, прежде чем стать готовой куклой.
Малютин нарисовал кукол в соответствии со своим дизайном. Первая Русская матрешка описала крестьянскую семью-мать с 7 детьми. Матрешка состояла из 8 штук. Этот набор и некоторые другие старинные матрешки представлены в Сергиевом Посаде в музее игрушек . Там в музее можно увидеть множество старинных русских матрешек типа «старичок», набор из 8 штук матрешка,» Гетьман», 8 штук се матрешка, матрешка»сказка про репку».
Первая Русская матрешка
Почему это называется » Матрешка»
Новую деревянную игрушку назвали Матрешка, и нет информации, кто первым назвал матрешку этим именем. Однозначно имя Матрешка происходит от русского женского имени Matriona. В Древней Руси среди крестьян популярным женским именем было имя Матриона или Матриоша. Ученые говорят, что это имя имеет латинский корень » mater «и означает»Мать». Это имя ассоциировалось с образом матери большой крестьянской семьи, которая была очень здорова и имела дородную фигуру.Впоследствии это стало символическим названием и использовалось специально для изображения ярко раскрашенных деревянных фигурок, сделанных таким образом, чтобы их можно было разобрать, чтобы выявить более мелкие куклы, вписывающиеся друг в друга.
Сергиево-Посадский стиль русских матрешек
До конца 90-х годов 19 века матрешки-матрешки изготавливались в московской студии «детское воспитание», а после ее закрытия производство матрешек перешло в учебно-показательные мастерские в подмосковном Сергиевом Посаде.
Сергиев Посад был местом изготовления первой матрешки. Этот старый русский город расположен в 73 км от Москвы. Он вырос вокруг знаменитого Троице-Сергиева монастыря. В 1340 году преподобный Сергий основал небольшой храм, затерянный среди диких густых лесов. Со временем он превратился в самый большой монастырь России.
В городах и селах, окружавших монастырь, процветали ремесла и ремесла. Особой популярностью пользовались деревянные игрушки, которые назывались игрушками «Троица». По преданию, первую» Троицкую » деревянную игрушку сделал настоятель монастыря Сергий Радонежский. Сергиев Посад был колоритным, по-настоящему русским городом. Монастырь придавал ему уникальную особенность. Огромный рынок перед монастырем почти всегда был полон разных людей: купцов, монахов, паломников и ремесленников.Так что это естественно, что когда мастера из Сергиева Посада услышали о забавной деревянной игрушке матрешке, некоторые из них попытались ее воспроизвести и, как мы догадываемся, добились в ней успеха и были разработаны новые конструкции матрешек.
Профессиональный художник сделал первые раскрашенные матрешки матрешки просто для удовольствия. Складные куклы были очень выразительными и вызывали восхищение взрослых и детей. В начальный период развития матрешки особое внимание уделялось лицам матрешки, одежда не была детально расписана, так как теперь ее красят и украшают. Такие куклы изображали разных персонажей и типов: крестьян, купцов, дворян.
Лица ранних матрешек Сергиева Посада были овальными и строгими. Головы многих деревянных русских кукол были значительно увеличены, поэтому лицо доминировало над телом. Эти куклы выглядят примитивно из-за этой диспропорции, но в то же время они очень выразительны. В то время родилась первая политическая матрешка, прототип знаменитой «куклы Горби». Матрешки вроде «немца» (немец был политическим лидером губернатора старой Украины, входившей в состав Российской империи) дали художнику почву для создания современных политических кукол.
«Старик», 8-р. матрешка, начало 20 века
Иногда матрешка изображала всю семью с многочисленными детьми и домочадцами. Некоторые матрешки были посвящены исторической тематике. Книжному персонажу были посвящены описанные бояре (старорусские дворяне), легендарные герои богатыри (воины), несколько кукол.
Матрешки Сергиева Посада состояли от 2 до 24 штук. Самый популярный набор матрешек состоял из 3, 8 и 12 штук. В 1913 году на выставке игрушек в Санкт-Петербурге была представлена 48-ти матрешка Н.Буличева.
«Getman», 8-p. кукла, начало 1900 года
Развитие матрешки во многом зависело от мастерства Токарей. Высококвалифицированные мастера изготавливали русские куклы с очень тонкими гранями,что считалось особым искусством матрешки. Видимо, живопись была второстепенной. Профессиональные художники, которые рисовали первых перевернутых кукол, не относились к этому достаточно серьезно. Это было своего рода развлечение. В Музее — усадьбе Поленово есть несколько матрешек-карикатур. С другой стороны, в Сергиевом Посаде было много самостоятельных мастерских, где работали искусные ремесленники и создавали свой стиль русской матрешки.
Матрешка «сказка про репу», 8-С., начало 20 века
Народная художественная традиция была очень важна в развитии современного Сергиево-Посадского стиля. Благодаря широчайшему слою народной культуры, кукла несед матрешка продолжала существовать даже после того, как русский стиль, разработанный русскими профессиональными художниками, был забыт. Иконописцы Сергиева Посада внесли большой вклад в живописный стиль матрешки. Антропоморфизм, другими словами, сходство с человеком России «разобрать» матрешку оказалось продолжением древнерусской художественной традиции. Художник фокусируется в основном на фигуре человека, его лице.Эта традиция русского античного искусства пришла из Византийской империи, которая позаимствовала ее у древнегреческой культуры. Связь определенного раннего типа матрешек Сергиево-Посадской школы с традициями местной иконописной школы подтверждается как стилистически, так и виртуально. Наряду с иконами в Сергиево-Посадской иконописной школе писали и несытинскую куклу.
Ткнул (сжег) матрешку, 5-р., 1990-е годы.
Кукла-укладчик Сергиева Посада имеет свои особенности: ее верхняя часть плавно перетекает в более толстую нижнюю часть: она расписана гуашью и имеет лаковую поверхность. Несмотря на популярность матрешек Сергиева Посада, а может быть, и благодаря ей, в России начал появляться центр матрешек.
Расписная матрешка, Сергиев Посад, 1998
Изначально типы матрешек-матрешек были довольно разными: они изображали как мужских, так и женских персонажей. Есть некоторые этнографические матрешки: самоеды (эскимосы), цыганки, американцы, турки, китайцы, литовцы, а также татарская семья, украинцы и так далее. Постепенно главным типом матрешек стал женский характер. Выработана традиция изготовления особой пропорции русских кукол (1: 2, то есть соотношения между шириной и высотой куклы).
Расписная матрешка, Сергиев Посад, 2002
Лариса Соловьева, автор Большой книги о русских матрешках, разделила развитие этого типа матрешек на три периода:
1
) 1890-1930-е гг. 2) 1930-е гг.-начало 1990
— х гг. 3) Начало 1990-х гг. до настоящего времени.
Первый период принес нам первую матрешку и создал широкую верность разных видов кукол.
В 1918 году в Сергиевом Посаде открылся уникальный музей русской и зарубежной игрушки. Первая российская матрешка С. Малютина-часть ее выставки. Вскоре там же был организован Научно-исследовательский институт игрушек. В этом институте созданы замечательные образцы игрушек, в том числе 42 штуки матрешки. Матрешка 60-ти штук считается самой большой среди матрешек Сергиева Посада. Сделано в 1967 году.
Матрешка Руслан и Людмила, Сергиев Посад, 1998
Матрешки в стиле Семенова
Семенов-большой старинный центр деревянных ремесел. Огромные густые леса, не пригодная для сельского хозяйства почва, большой отдушина обеспечивали развитие ремесел местных жителей. Конечно, за долгую историю ремесел в Семионово произошло немало изменений, но уже сейчас на фабриках и в частном порядке в этом регионе производится около 200 изделий, 33 страны импортируют товары из этого небольшого городка.
Семеново славится деревянной расписной посудой, деревянными игрушками и, конечно же, матрешками. Первое упоминание об этом поселении относится к 1644 году. Существует легенда, что Семеново было основано купцом Семеном и иноком из Соловецкого монастыря. В 1779 году во времена Екатерины Второй на этом месте проживало и работало 3000 жителей. Так как город был окружен лесами, люди делали изделия из дерева для себя и для продажи. Некоторые крафтеры делали для своих детей и просто ради забавы деревянные игрушки, со временем это стало прибыльным бизнесом.
Первую матрешку в Семеново сделал Арсентий Майоров, известный своей деревянной посудой, погремушками, шариками и яблоками. В 1924 году привез с Нижегородской ярмарки неокрашенную матрешку. Его старшая дочь Люба нарисовала его с помощью обычного гусиного пера и анилиновых красок, которые использовались для росписи игрушек. Почти 20 лет матрешки, сделанные Майоровым, были лучшими в районе Нижнего Новгорода. В 1931 году в Семионово был создан АР-тел, который изготавливал сувениры, в том числе матрешки.
Арсентий Майоров
Постепенно развился особый матрешечный тип Семеновского. Она была более декоративна и символична, чем матрешка из Сергиева Посада. Семеновская традиция восходит к традициям Древней Руси.
Художники Семенова использовали анилиновые краски, оставляли достаточно много неокрашенного пространства и лакированных кукол. Прежде всего, легкими прикосновениями кисти отметьте контуры лица, глаз, линии губ и нанесите цвет на щеки. Затем рисуются юбка, фартук, шарф на голове и руках матрешки.
Главным в живописи Семеново считается фартук. На ней нарисован яркий букет цветов. Можно признать технику древнерусских мастеров. Ранние матрешки Семеновского были больше в духе древнерусских живописных традиций, линии более графичны и светлее. Типичную Семеновскую форму деревянной формы матрешки легко узнать. Она тонкая и имеет относительно тонкий верх, который резко расширяется в толстый низ.
Семионово стиль
Матрешки Семионово славятся тем, что содержат много частей. Самая большая матрешка состояла из 72 штук, высотой 1 м и диаметром 0,5 м. Эта уникальная кукла была изготовлена в 1970 году и была посвящена дню рождения советского коммунистического лидера Ленина. Стоил он 3000 рублей (стоит сказать, что популярный советский автомобиль стоил в то время 5000 рублей). Куклу отправили на выставку в Японию.
Самая большая матрешка
В 80-е годы художники из Семенова разработали новые виды матрешек художник Серов разработал новую матрешку «Дед Мороз и Снегурочка». Эта матрешка была так устроена, что дети могли научиться считать: внутри большой «матери» было спрятано 10 маленьких.
Они были в космическом полете
Сейчас Семеновские матрешки изготавливаются на фабрике «Семеновская роспись» и продолжают старые традиции. Художники фабрики спроектировали множество новых матрешек, написанных в Семеновском стиле. Существует хорошая коллекция таких матрешек на нашей веб-странице с традиционными матрешками . В настоящее время фабрика столкнулась со специфической для нашего времени проблемой — проблемой авторского права. Многие индивидуальные ремесленники и небольшие мастерские делают копии матрешек в Семионовском стиле, но их качество зачастую не очень хорошее, особенно качество отделки. Матрешки и другие изделия, выпускаемые на фабрике «Семеновская роспись», отличаются хорошим качеством росписи и безупречной лаковой отделкой.
Полхолвский Майдан русские матрешки
Полховский Майдан расположен к юго-западу от Нижнего Новгорода в 240 км от него. Родина другого стиля матрешек и матрешек. Река Полховка в старину была широкой и большой, ее окружали леса — именно поэтому люди выбирают это место для заселения Нового Села. Теперь Полховка стала небольшим ручьем, а деревня превратилась в центр ремесел. Первая матрешка была сделана на Полховском Майдане в 1930-е годы, как и другие товары в то время кукла была сделана покерной работой.
Типичный Майдан столярные изделия
Деревянная работа была старой традицией Майдана. Любые игрушки делались на вспенивание: самовары, птицы, копилка, солонки и яблоки. . Мастера Польховского Майдана, как и мастера Семеновского, используют анилиновые краски. Матрешки были обклеены, ярко раскрашены и покрыты лаком. Цвета матрешек Полховского Майдана ярче и выразительнее цветов матрешек Семеновского, их орнаменты тоже больше.Зеленый, синий, желтый, фиолетовый и малиновый цвета используются для контраста друг с другом, для создания выразительного и яркого орнамента. Насыщенность цвета достигается наложением одного слоя красителя на другой.
Майдан стиль
Матрешки Полховского Майдана выполнены в крестьянском первобытном стиле, напоминающем детские рисунки. Это типичная деревенская красавица с нахмуренными бровями и лицом, обрамленным черными локонами. Локоны волос являются подлинным элементом местного женского головного убора.
Женщины постарше прикрывали волосы кокошниками, девушки-ленточками. Перья черного Дрейка застряли в их головных уборах. Особое внимание художники Полховского Майдана, как и художники Семеновского, уделяли растительному орнаменту фартуков матрешек. Другие детали костюма матрешки они проигнорировали. Шиповник с множеством лепестков является основным элементом окраски фартука. Этот цветок всегда считался символом женственности, любви и материнства.
Полхов Майдан матрешка
Этот цветок является частью каждой композиции мастеров Польховского Майдана. Иногда эта тема развивается и художник добавляет к основной Розе свои бутоны на ветвях.
Матрешки русские матрешки в советское время
Историю матрешки можно разделить на три периода:
1)
1890-1930-е гг. 2) 1930-е гг.-начало 1990
-х гг. 3) Начало 1990-х гг. до настоящего времени.
Первый период дал нам первую русскую матрешку и разработал много новых типов, которые были положены на основу современных матрешек. Расцвет типов матрешек был прерван строительством социализма в СССР. Почему? Советское правительство уделяло большое внимание строительству заводов, на которых производились изделия народных промыслов! Да, это верно. Главная проблема в этом. Изделия ручной работы нельзя производить на фабриках – они не являются предметами массового производства.Для фабричного производства было разработано несколько типов матрешек: Семеновского, Сергиево-Посадского, Кировского (Вятского) и некоторых других.
В СССР было запрещено частное изготовление матрешек и производство других изделий ручной работы – ремесленникам приходилось работать на заводах, где не было возможности ни заработать достаточно денег на свой труд (ставки были довольно низкими, как на других государственных предприятиях), ни проявить свои художественные способности (товары должны были быть достаточно простыми для массового производства).
Помню рассказ старого Крафтера с Полховского Майдана о работе в советское время. Тем, кто не работал на заводе, не разрешалось использовать домашние токарные станки для токарной обработки, «вырубалось»электричество. Милиция и представители власти контролировали автомобильные и железнодорожные вокзалы, чтобы предотвратить возможность возить в другие регионы страны готовые ремесленные изделия для продажи . Тем не менее люди производили свои товары и привозили их в разные регионы Советского Союза: Дальний Восток, северные области, Республики Южной и Центральной Азии.
Легче было работать на заводах Семеновского завода, где создавалось много новых видов деревянных игрушек. Эти игрушки (и матрешки среди них) экспортировались во многие страны мира. Несмотря на то, что все вещи слишком похожи, они похожи друг на друга, и им не хватает червя ручной работы.
То же самое произошло и с Сергиево-посадскими матрешками. В 1920-е годы матрешкины мастера артели «Ремесленная Артель» переименовали в «Рабоче-Крестьянскую Красноармейскую артель» , которая в 1928 году стала игрушечной фабрикой № 1. Период свободной работы закончен. На фабрике выпускалось несколько простых видов кукол. Надо сказать, что были люди, которые создавали и рисовали оригинальные матрешки, но это было не типично. Такие матрешки покупали частные коллекционеры и сейчас встречаются довольно редко.
В начале 1990-х годов, когда старая экономическая система уничтожала художников и талантливых ремесленников, появилась свобода для создания нового типа матрешек и других ремесел.
В советское время многие фабрики по всей стране изготавливали матрешки. Во время планирования экономики, когда некоторые мудрые ребята из Госплана (это означало бы Госплан) решил, что было бы неплохо сделать как можно больше матрешек, чтобы каждый человек на Земле мог получить свои матрешки, поэтому матрешки были сделаны в Молдавии (южная часть СССР), на Украине, в республиках Кавказа (???), В Башкирии, Карелии и многих других местах. Никого не интересовало, что нельзя было совместить с инструментами и деревом мастерство людей и их мастерство. Без родных традиций матрешка потеряла свое очарование и стала обычной деревянной игрушкой, очень примитивной и простой.
Единственным местом, где матрешка нашла свой новый дом, был Киров-Старый город с глубокими корнями и традициями деревянного дела. Сейчас Кировская матрешка имеет свой стиль и до сих пор производится на заводе.
Один комментарий на ««История Матрешки»»
Набор фейков. Найдите в сети расследование «Подлинная история матрёшки».