Организационные меры по предотвращению несчастных случаев

Оценка профессиональных рисков и принятие мер по защите безопасности и здоровья работников является обязанностью каждого работодателя. Существует множество мер, которые считаются актуальными для предотвращения несчастных случаев, например, разработка и использование более безопасного оборудования и технологий или замена опасного оборудования и продуктов неопасными или менее опасными, улучшение условий труда, использование и техническое обслуживание средств индивидуальной защиты, обучение руководства и персонала, улучшение коммуникаций и т.д. Эта статья посвящена общим организационным мерам по предотвращению несчастных случаев (таким как организация работы, консультации, информация и обучение, управление охраной труда и гигиеной труда и т.д.), Которые должны или могут применяться в каждой компании.

Почему организационные меры?

Работник, его задачи, оборудование и окружающая среда составляют динамическую “рабочую систему”, которую можно изменить, изменив характеристики одного или нескольких ее компонентов. Кроме того, изменение одного компонента также приводит к изменению других. С точки зрения безопасности надежность системы, прежде всего, зависит от надежности каждого из ее компонентов, а во-вторых, отказ одного или нескольких компонентов следует рассматривать как отказ системы. В этом контексте несчастный случай, связанный с работой, может быть описан как сбой системы с нежелательным выводом (травмы, смертельные случаи, потеря продукции или повреждение имущества).

Профессиональные риски, которые могут привести к несчастным случаям или инцидентам, должны быть определены путем оценки рисков. Статистика несчастных случаев показывает, что скольжения, спотыкания и падения, падающие предметы, непреднамеренный контакт с острыми или горячими предметами, движущимися транспортными средствами и механизмами являются основной причиной http://newsn.ru/osobennosti-rassledovaniya-neschastnyx-sluchaev-na-proizvodstve.html несчастных случаев, связанных с работой, во всех отраслях промышленности или деятельности. Но вредные факторы, которые могут привести к травмам людей, тип опасностей, риски, которые они представляют, и тяжесть возможных травм варьируются от рабочего места к рабочему месту и от сектора к сектору. Эти вредные факторы часто связаны с различными формами энергии, источниками или деятельностью, такими как:

  • энергия, которая включает в себя резку, разделение или строгание (использование ножей, пил и других острых инструментов);
  • энергия, которая включает в себя прессование и сжатие (использование прессов и зажимных инструментов);
  • преобразование кинетической энергии в потенциальную энергию (когда что-то ударяется или падает на рабочего);
  • преобразование потенциальной энергии человека в кинетическую энергию (падение с высоты);
  • тепло и холод, электричество, звук, свет, излучение и вибрация;
  • токсичные и коррозионные вещества;
  • энергия, подвергающая тело чрезмерному стрессу (перемещение тяжелых грузов или скручивание тела);
  • психические и психологические стрессы (угроза насилия) (МОТ, 2011).

С другой стороны, исследования несчастных случаев показывают, что человеческий фактор является основным компонентом причин несчастных случаев, связанных с работой (они являются причиной более 90% несчастных случаев со смертельным исходом, связанных с работой), и совершение ошибок следует рассматривать как постоянную особенность человеческого поведения (они связаны примерно с двумя третями несчастных случаев со смертельным исходом, связанных с работой). Важность этих факторов более очевидна, учитывая, что они участвуют во взаимодействии с другими человеческими факторами (ошибки, промахи, поездки и падения или непреднамеренные действия и т.д.), а также с нечеловеческими факторами (оборудование, рабочая среда и т.д.).

Очевидно, что найти общие схемы предотвращения несчастных случаев чрезвычайно сложно, прежде всего, из-за сложности причинно-следственных связей. Проблема особенно остро стоит на малых и средних предприятиях (МСП).

Данные о причинах несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, расследованных в Испании в 2003-2004 годах, четко раскрывают организационный характер подавляющего большинства причин несчастных случаев на производстве (рисунок 1). Около 30% всех причин несчастных случаев были связаны с недостатками организации труда, но анализ фактических несчастных случаев показал наличие таких недостатков более чем в 90% от общего числа расследованных несчастных случаев. Указанные недостатки организации работы, внутренняя профилактика (проверки безопасности), управление профилактикой, использование знаков и средств защиты в области безопасности и гигиены труда (ОШ), оснащение рабочих мест и игнорирование индивидуальных факторов (игнорирование индивидуальных возможностей и ограничений, таких как физические, психические или личностные особенности, знания и опыт при адаптации рабочего места для работника) в общем подходе могут быть классифицированы как организационные причины(EU-OSHA, 2010).