Чем отличается научная фантастика от фэнтези

Научная фантастика описывает сценарии и технологии, которые уже являются частью реальности или в будущем могут ею стать, благодаря научным достижениям. Некоторые фантастические сюжеты вроде межпланетных путешествий в далеком будущем или перемещения во времени кажутся маловероятными, однако они все же укладываются в рамки научной https://primpress.ru/article/71050 теории.

Жанр фэнтези, наоборот, обычно имеет дело со сверхъестественными, магическими явлениями и персонажами, которые не имеют под собой научной основы.

Фэнтези как литературный жанр появился намного раньше научной фантастики: возможно, это даже самый старинный жанр. Если обратиться к найраньших историй древних цивилизаций, таких как сказания о Гильгамеше в шумерском эпосе или мифы Древней Греции, прослеживаются все очевидные признаки фэнтези: боги, чудища, чары, превращения. Научная фантастика — это относительно молодой жанр, зародился едва ли раньше на пару сотен лет назад и окончательно оформился в прошлом веке.

Мифы Древней Греции

И научная фантастика, и фэнтези требуют соблюдения определенных правил. Даже если фэнтези не основывается на научных фактах или умозаключениях, это не означает, что в сюжете может происходить что угодно. Он должен быть последовательным, логичным и построенным по правилам — разница лишь в том, что эти правила придумывает автор книги.

Как не странно, но грань между фэнтези и научной фантастикой часто является размытой. Например, некоторые фанаты «Звездных войн» утверждают, что их любимая серия фильмов принадлежит к научной фантастике, хотя на самом деле это чистое фэнтези, хоть и с элементами космической саги. Приключения Алисы Селезньової в «Гости из будущего» — тоже фэнтези, ведь путешествия назад во времени наука на данный момент запрещает.

А вот «Война миров», экранизированная С. Спилбергом в 2005 г., — это образец научной фантастики, пусть даже и устаревшей (книга была написана в 1897 г). Пусть оригинальный текст и кажется сегодня наивным: доказано, что марсиан не существует, да и продвинутые инопланетяне стреляли бы не огневыми лучами из громоздких параболических зеркал, а за нашими сегодняшними представлениями, уничтожали бы нас какой-ядерным оружием. Но в контексте того времени и тогдашних научных достижений роман Уэллса считался произведением «на острие атаки», который поднял волну интереса к физике, химии и инженерного дела.

Кадр из телеверсии романа «Война миров» от BBC
Кадр из телеверсии романа «Война миров» от BBC

Многие считают роман Мэри Шелли «Франкенштейн» первым научно-фантастическим произведением, потому что придуманный ею монстр — хитроумный результат научных экспериментов, а не сверхъестественное чудовище.

Интересно, что писатели, работающие в жанре научной фантастики, как правило, составляют свои сюжеты и своих персонажей «на злобу дня»: даже если действие происходит через тысячу лет, оно отражает общество и его достижения на момент написания книги. Фантастическая антиутопия «1984» была написана Оруэллу в конце 1940-х годов под впечатлением от послевоенного раздела мира на сферы влияния и установление тоталитарного режима в ряде стран Европы.

Рожденный во Львове польский писатель Станислав Лем в книге «Возвращение со звезд» обратился к популярной среди его современников идеи о том, что технологический прогресс со временем решит все проблемы общества: люди станут благородными, трудолюбивыми альтруистами; не будет войн и болезней; все будут работать на благо общества. Главный герой романа оказывается как раз в таком идеальном обществе, где каждому человеку в детстве делают прививку от агрессии» — бетризацію. Однако сюжет развивается так, что становится понятно: даже нейтральное, демилитаризованный общество не настолько привлекательно, насколько представляли себе романтики шестидесятых годов прошлого века.

Примеры детских книг в жанре фэнтези и фантастики я приводить не буду: гаращо в любом книжном магазине их более чем достаточно. Хотелось бы поговорить о том, что они дают детям.

Фэнтези

Мир фантазии у малышей

Любой, кому приходится проводить много времени с ребенком 5-10 лет, знает, насколько привлекательными для них являются сюрреалистические сюжеты в играх и сказках. Детей часто называют фантазерами и заводилами, и некоторые родители даже беспокоятся по поводу того, что их сын или дочь потеряют связь с реальностью, если будут много времени проводить в своих мечтах.

Однако последние работы в области психологии воспитания доказали, что дети не только прекрасно понимают грань между фантазией и реальностью, но и лучше учатся функционировать в реальном мире, если им дать возможность периодически из него «убегать».

Исследования показали, что дети лучше усваивают язык и различные факты из жизни через чтение сказок и небылиц, чем через чтение рассказов об обычных людях и событиях, которые с ними происходят. Педагоги считают, что это объясняется тем, что дети более внимательно относятся к тому, что их удивляет или стимулирует их воображение. Создатели обучающих мультфильмов прекрасно это понимают: ребенок будет с большим интересом слушать, скажем, о правилах личной гигиены, если их будет демонстрировать говорюща сова или симпатичный дракон, чем учительница или даже мультяшная мама.

Эксперимент, который в 1999 г. провели две ученые Сежа и Расс, показал, что дети, которые восхищались волшебными рассказами, лучше чувствовали эмоциональные оттенки при взаимодействии с другими людьми.

Другой эксперимент (П’єруччі и др., 2013) продемонстрировал, как у дошкольников с насыщенной фантазией внутренним миром лучше развивались навыки самоорганизации и переключение с одного набора правил на другое.

Научная фантастика

Научная фантастика

Видимо, научная фантастика больше привлечет к себе подростков: у них развивается достаточно навыков для осознания абстрактных понятий, которыми оперирует этот жанр.

С моей точки зрения, школьное образование только выиграет, если ввести в него элементы научной фантастики. И речь не только о том, что космические путешествия, машина времени и работы вдохновляют юные умы на изучение физики, робототехники и передовых технологий в целом. Писатели-фантасты часто пишут о воображаемые миры, развивающиеся под влиянием абстрактных принципов и понятий в психологии, философии, политике, социологии, религии и экономике. В доступной и увлекательной форме они рассказывают о том, «что было бы, если бы и в нашем мире случились … (и далее по списку: сегрегация, тоталитаризм, эйджизм; отсутствие частной или, наоборот, совместной собственности; искусственный интеллект; бездушные гуманоиды ; экзотические болезни, войны с животными, массовая потеря памяти и др.). Где еще, как не на уроке литературы, дети могут пофантазировать о том, как все эти сложные понятия могут быть применимы к ним и их ближайшего окружения?

В этом смысле научная фантастика также может не столько предсказывать, сколько предупреждать возможные варианты развития будущего: взять хотя бы суперуспешный сериал «Черное зеркало», который демонстрирует, насколько глубокие изменения в обществе могут произойти в результате развития тех или иных технологий.

Научная фантастика также вдохновляет школьников на позитивные изменения. Вместо того, чтобы смириться с мыслью о том, что мир устроен так и не иначе и у них нет никакого способа влиять на его законы и обстоятельства, новое поколение учится у героев фантастических романов открывать для себя новые возможности и пробовать неизведанные пути.