Сегодня, когда “внешний мир” переживает большой информационный взрыв, когда принято говорить о новую информационную цивилизацию, мы вновь и вновь обращаемся к искусству kazmuz.ru как к способу познания и самопознания, способа получения целостного представления о мире, о месте человека в мире. Современная школа не может оставаться отстраненной от проблем нового времени. Музыка, как одно из сильных средств эмоционального воздействия, может устанавливать целостность внутреннего мира человека, может сыграть значительную роль в формировании человека нового времени, в выработке системы ценностей, соответствующих до сегодняшнего дня.
Двадцатый век называют веком музыки, предыдущее столетие – веком литературы, а эпоху Возрождения – золотым веком изобразительных искусств. Все это говорит не столько о популярности того или иного вида искусства, сколько о его возможности четко выражать мироощущение эпохи, ее духовные стремления, надежды и иллюзии.
Роль музыки в культуре 20-ст. наиболее ярко проявилась после Второй мировой войны (1939-1945 гг. ) . До сих пор потребность людей в ней не была такой острой. Музыкальные направления, стили и жанры вторглись в жизнь всех без исключения поколений, национальностей, слоев общества. Благодаря технике аудио — и видеозаписи общения с музыкой стало возможным в любых условиях. Именно во второй половине 20-го века. музыканты смогли реализовать способность своего искусства объединять людей, умело создавая в гигантской аудитории мощные эмоциональные взрывы – как благотворные, так и разрушительные.
Современная музкультура вбирает в себя две основные сферы: музыку элитарного характера ( традиционная классика, что включает все авангардные направления 50-70-х гг., основные направления джаза) и музыку, которая стала частью «массовой культуры» (т. зв. поп-музыка, традиционная эстрада и мюзик-холл) . Особую позицию занимает рок-культура, которая порождает различные течения, близкие как к одной так и к другой сфере. На сегодняшний день «музыка для всех» и «музыка для элиты» развиваются изолированно друг от друга. Кроме того, в каждой из этих областей есть большое количество отдельных направлений, и у каждого из них – свой слушатель и свои законы развития. Сторонники каждой из этих течений нередко агрессивно отвергают от себя все другие. Деятели классики недооценивают художественную ценность новых направлений. Любители рока нередко принципиально не слушают классики, отбрасывая заложенный в ней потенциал эстетических ценностей.
Однако во второй половине 20-го века. некоторые композиторы делали попытки сделать классическую культуру объектом сенсационного интереса и вносили в нее самые оригинальные средства художественного языка фольклора, джаза и рока. Подобные попытки нередко становились причиной появления новых течений. Так, применяя технологию с использованием электронной аппаратуры, классические музыканты создали «электронную» музыку. В свою очередь, внимание рок-музыкантов , форм и инструментов повлекло возникновение арт-рока и рок-оперы. Это еще раз подтверждает внутреннее единство всех областей музыки в контексте современной культуры.
Итак, как утверждает современная наука, музыка способствует образованию импульсов, которые вызывают возникновение, движение и исчезновение образов. В то же время ей под силу остановить, мгновенно запечатлеть образ в творческом воображении, проанализировать его и в одно мгновение «отправить» в небытие.
Интересными и достойными внимания оказались проведенные учеными Монреальского неврологического института исследования влияния музыки различных жанров на человеческий мозг. Во время эксперимента осуществлялось сканирование работы мозга с помощью позитронного эмиссионного томографа. Полученные томограммы ярко показали, что с началом звучания музыкального произведения заметно активизировалось не только кровоснабжение правой височной области мозга (которая непосредственно участвует в процессе прослушивания) , но и отдела правого полушария, отвечающего за зрение. Поскольку во время эксперимента глаза участников были закрытыми, то ученые имели возможность зафиксировать автоматическую стимуляцию возникновения тока образов.
Не менее интересными и убедительными оказались результаты тестирования, проведенного учеными Центра нейробиологии Калифорнийского университета в Ирвине с целью определения уровня интеллектуального развития учащихся. В течение десяти минут 36 учащимся из разных колледжей была предоставлена возможность прослушать Сонату В. Моцарта для двух фортепиано C-dur. Индекс интеллектуального развития IQ после прослушивания увеличился в среднем на 8-9 баллов* . Один из известных исследователей воздействия музыки, Гордон Шоу, высказал гипотезу о том, что музыка определенным образом подпитывает и те отделы мозга, которые отвечают за абстрактное мышление и прямого отношения к восприятию музыки не имеют.
Последние данные научных исследований сотрудников Дюссельдорфского Университета Генриха Гейне свидетельствуют, что мозг профессиональных музыкантов, которые начали занятия музыкой с семи лет, кардинально отличается от мозга тех, кто начал обучение с десяти лет и позже. С помощью эффекта магнитного резонанса было выяснено, что у музыкантов обеих групп левая часть височной доли мозга значительно более развита, чем правая. Собственно, это является подтверждением того, что занятия музыкой (активные и пассивные) положительно влияют на интеллектуальное развитие ребенка.
Заслуживают внимания также открытие известного болгарского психолога Георгия Лозанова, которые он совершил во время работы над докторской диссертацией в Харьковском университете. Стимулом для исследования влияния музыки на процесс обучения стало знакомство Г. Лозанова с методами ускоренного обучения, применяемыми в то время в Советском Союзе. На этот момент уже были известны результаты аналогичных исследований американских ученых Линн Купер и Милтона Эриксона, которые выяснили, что люди, воспринимая 60 ударов метронома за минуту, входящих в так называемое «альфа-состояние» — оптимален для обучения и запоминания. Независимо от американцев, Г. Лозанову и его коллеге доктору А. Новакову удалось сделать аналогичное открытие. Правда, для опыта они использовали медленную музыку эпохи барокко. Болгарским исследователям принадлежит открытие, что под воздействием музыки барокко информация воспринимается и усваивается так же эффективно, как и при обучении во время сна.
Плодотворные наблюдения и выводы по данной проблематике содержатся в трудах известного ученого, члена Французской академии медицинских наук Альфреда Томатіса, который убедительно свидетельствует, что наибольшее количество звучаний нужного частотного диапазона демонстрируют произведения. Моцарта, а наименьшую — композиции тяжелого рока. Кроме того, его рекомендации о позитивной «подзарядке» мозга касаются и музыки барокко и григорианских хоралов.
Однако только в конце ХХ века научную основу изучение влияния музыки настолько окрепло, что стало возможным выделение такой специальной дисциплины как «музыкальная терапия» и создание научной программы по подготовке профессиональных музыкальных терапевтов. Широкое движение по созданию различных центров музтерапії охватил страны Западной Европы и США во второй половине ХХ века. (По некоторым данным там насчитывается более 100 университетов и колледжей, которые предлагают учебные курсы по подготовки музыкальных терапевтов) .
Целью нашего исследования является теоретический анализ явлений музыкального искусства на современном этапе развития общества и исследовать их влияние на психо-физиологическое состояние личности.
Объектом нашего исследования являются вопросы развития современного музыкального искусства и основных его направлений, а предметом нашего исследования являются современные направления музыкального искусства и его влияние на формирование музыкальной культуры учащихся.
Задачи исследования:
- теоретический анализ проблематики развития современного музыкального искусства;
-
акцентировать внимание на основных направлениях музыкального искусства ;
-
исследовать роль музыки как психологического фактора воздействия на личность ребенка;
-
выявить основные закономерности влияния современного музыкального искусства на личность ребенка;
музыка современный джаз рок
Раздел 1. Музыка как психо-физиологический фактор воздействия на личность
Наше стремительное и бурное время, полный стрессов и волнующих проблем, активизирует поиски учеными разных отраслей наук (медицины, валеологии, психологии, социологии, педагогики и др. ) способов укрепления здоровья. Среди многих факторов, которые влияют на психологическое состояние современного человека, и молодежи в частности, музыка занимает одно из ведущих мест. Поскольку известно, что с самого начала возникновения человеческого сообщества музыка была орудием познания и изменения жизни. Это происходит средством показа в художественных образах всего накопленного и обобщенного опыта людей. Особое значение музыки, как средства воздействия на сознание, было известно с древнейших времен. Так, известны попытки толкования объективных возможностей влияния музыки на психику человека в древнем Китае, Египте, Индии и других странах. Общеизвестна роль культовой музыки в формировании мистико-теологических взглядов средневековья и других культурно-исторических периодов.
И действительно, все выдающиеся педагоги отмечали и отмечают огромное влияние музыки, и не только на детей. Этот вид искусства сопровождает человека в праздник и в будни, в горе и в радости, то есть всю жизнь. Мимо музыку не прошла ни одна религия или идеология. Ибо она не только дает возможность пообщаться с искусством. Музыка — это активный носитель морали и идеологии, которые в нее заложено автором. В медицине различные направления музыкотерапии используют не только влияние на эмоциональную сферу человека, но и вибрации и резонансы которые музыка вызывает. Но эти вибрации и резонансы могут быть не только гармоничными, но и деструктивными.
продолжение следует…