Техническое обслуживание и ремонт автомобиля

На сегодняшний день почти каждое предприятие использует в своей хозяйственной деятельности автомобиль. В процессе его эксплуатации необходимо проводить техническое обслуживание, а также текущий или капитальный ремонт, во время которых осуществляется замена запчастей, шин, аккумуляторов и др. Основные аспекты бухгалтерского и налогового учета таких операций рассмотрим в этой статье.

Ремонт

Осуществление ремонта (капитальному и текущему), техническому обслуживанию (далее — ТО) автомобиля регулируется Положением № 102.

Расходы, осуществляемые для поддержания объекта в рабочем состоянии (проведение ТО, надзора, обслуживания, ремонта и тому подобное) и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов (п. 15 ПБУ 7).

При этом п. 14 этого ПБУ предусмотрено, что первоначальная стоимость основных средств (далее — ОС) увеличивается на сумму расходов, связанных с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п), что приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта.

Таким образом, все виды ремонта автомобилей включаются в состав расходов, поскольку любой ремонт направлен на поддержание автомобиля в работоспособном состоянии.

В результате ремонта не увеличивается грузоподъемность автомобиля, не улучшаются другие его технические характеристики. Однако если в результате замены, например, двигателя возможно получить автомобиль с лучшими техническими характеристиками (повышение его грузоподъемности, скорости), то такую замену запчасти следует классифицировать как улучшение автомобиля, а не ремонт. Об этом пойдет речь далее. Кстати, если вас интересует грузовой сервис то советуем обратить внимание на наш специализированный сайт.

В случае если предприятие отремонтировало автомобиль, вследствие чего заменено существенную часть (запчасть) автомобиля, например, кузов, то стоимость такой запчасти может составлять половину или больше стоимости всего автомобиля. Технические характеристики автомобиля при этом не увеличиваются, поэтому в соответствии с нормами ПБУ 7 стоимость ремонта, включая стоимость запчасти, следует включать в состав расходов (счета 91, 92, 93 зависимости от того, к каким расходам предприятие включает собственные «автомобильные» расходы).

Следует отметить, что согласно ст. 4 Закона о бухучете операции учитываются в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы. А замена кузова — это по сути глобальный (капитальный) ремонт, последствия которого распространяются на несколько лет вперед и стоимость такого кузова существенная.

Если учет на предприятии ведется по международным стандартам, то в соответствии с п. 8 МСБУ 16 запасные части и вспомогательное оборудование, как правило, отражаются как запасы и признаются в прибыли или убытка в процессе их потребления. Однако части и резервное оборудование могут рассматриваться как ОС, если предприятие ожидает, что использовать их в течение более одного периода. Также если запасные части и вспомогательное оборудование могут использоваться только вместе с объектом ОС, их учитывают как ОС.

То есть международным стандартом допускается учет запасных частей как отдельных объектов ОС.

Пунктом 13 МСБУ 16 приведен вариант, когда себестоимость заменяемой запчасти увеличивает себестоимость объекта ОС, а себестоимость запчасти, что заменяется, уменьшает себестоимость такого объекта. Это происходит тогда, когда периодическую нечасту замену заранее предусмотрено техническими условиями эксплуатации объекта ОС (автомобиля).

Аналогичная позиция изложена в Методрекомендациях № 561, согласно п. 29 которых замена отдельных важных компонентов (частей) ОС (двигателей) может быть отражена как замена объекта ОС, если срок полезного использования такой части отличается от срока полезного использования ОС, к которым относится этот компонент. В этом случае замена такого компонента отражается капитальными инвестициями в приобретение нового объекта ОС и заменен объект списывается.

Также п. 4 ПБУ 7 предусмотрено, что если один объект ОС состоит из частей, которые имеют разный срок полезного использования (эксплуатации), то каждая из этих частей может признаваться в бухучете как отдельный объект ОС.

Кроме того, затраты на капитальный ремонт могут быть признаны капитальными инвестициями, если такие расходы не могут быть идентифицированы с отдельной самортизированной частью (компонентом) ОС (п. 30 Методрекомендаций № 561).

Следует отметить, что согласно п. 46 указанных Методрекомендаций в случае частичной ликвидации объекта ОС его первоначальная (переоцененная) стоимость и износ уменьшаются соответственно на сумму первоначальной (переоцененной) стоимости и износа ликвидированной части объекта, а пропорциональная ликвидированной части сумма сальдо по дооценке (индексации) отражается уменьшением дополнительного капитала и увеличением нераспределенной прибыли. Предприятие прекращает признавать часть объекта ОС, если эта часть заменена, а затраты на ее замену включены в первоначальную (переоцененную) стоимость объекта. Если предприятие не может определить первоначальную стоимость замененной части, то оно может ее оценить в сумме расходов на замену.

Из вышеприведенного можно сделать следующие выводы:

  • во-первых, предприятие может (но не обязан) учесть замененную запчасть как отдельный объект ОС, если срок службы запчасти и автомобиля разный и при этом срок службы запчасти более одного года. Это является целесообразным только в том случае, если на предприятии установлен стоимостный признак малоценных необоротных материальных активов и запчасть превышает эту границу;
  • во-вторых, если ожидается, что замененная запчасть (которая соответствует определению ОС) будет служить столько же, сколько и автомобиль, предприятие может провести частичную ликвидацию автомобиля на стоимость замененной части и одновременно увеличить первоначальную стоимость автомобиля на стоимость установленной запчасти с учетом затрат на ее установку.