ТИПЫ И ВИДЫ ПОДШИПНИКОВ

В наше время трудно представить себе механизм, который бы не имел подшипников. Их основная функция — обеспечить вращение одних деталей относительно других без износа соприкасающихся поверхностей и значительных потерь на трение. По принципиальной конструктивной схеме эти детали https://podshop.ru/ делятся на два вида — подшипники скольжения и подшипники качения.

Подшипники скольжения

Конструктивно такие детали представляют собой корпус, в который вставлен вкладыш (втулка) из антифрикционного материала. Именно в нее вставляется опорная поверхность вала (цапфа). Между вкладышем и цапфою находится слой смазки. Это слой может быть создан тремя способами:

  • Подачей через специальное отверстие жидкой смазки под давлением;
  • Заранее нанесения на вкладыш пластинчатой или твердого смазки (дисульфида молибдена, графита);
  • Выделением жидкого масла из пористого вкладыша при вращении в нем вала (самосмазывающиеся подшипники).

В направлении восприятия усилий подшипники скольжения делятся на:

ВТУЛКИ СКОЛЬЖЕНИЯ

Рассчитаны на усилия, направленные по радиусу вкладыша. Они используются в качестве промежуточных, а также концевых опор вала в случае, если исключены осевые нагрузки (как правило, осевые нагрузки воспринимает только одна конечная опора).

ОПОРНЫЕ ПОДШИПНИКИ

(Их еще называют осевые или подп’ятники) — могут воспринимать радиальные и осевые усилия.

Обеспечивают самоустановки (плотное прилегание) вкладыша к цапфы. Устанавливаются для компенсации неточностей монтажа и в случаях сильных вибраций и биения вала.

Преимущества и недостатки подшипников скольжения

Преимущества:

  • Возможность создания рознімною конструкции. Это позволяет использовать такие детали, где принципиально невозможно использование подшипников качения (пример — коленчатые валы);
  • Возможность восприятия очень больших радиальных нагрузок. В аналогичных условиях подшипники качения выходят очень крупногабаритными;
  • Для обеспечения вращения с очень большой частотой (n> 10 000 об / мин). Из-за огромных инерционных нагрузок подшипники качения просто разлетятся;
  • Минимальные габариты в радиальном направлении;
  • Простота и дешевизна конструкции
  • Возможность работы в среде с большим загрязнением и химической агрессивностью.

Недостатки:

  • Нужен постоянный уход
  • Большой расход масла
  • Маленький срок службы

Подшипники качения

Представляют собой кольцо, в которое вставлена цилиндрическая обойма. Вращение обоймы относительно внешнего кольца обеспечивается телами качения — шариками или роликами. В большинстве моделей эти тела качения отделены друг от друга с помощью сепаратора (для уменьшения износа). Обойма запрессовывается на вал и вращается с ним как одно целое.

Существует несколько классификаций подшипников качения:

По допустимым направлением нагрузки:

РАДИАЛЬНЫЕ

УПОРНЫЕ (ОСЕВЫЕ)

РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЕ

Предназначены преимущественно для работы с радиальным нагрузкам, но могут воспринимать и определенную осевую составляющую.

УПОРНО-РАДИАЛЬНЫЕ

Предназначены для восприятия в основном осевых усилий, но могут работать и с определенным радиальным нагрузкам.

По виду тел качения:

ШАРИКОВЫЕ

РОЛИКОВЫЕ

В них тела качения имеют форму:

  • цилиндров;
  • конусов;
  • игл (игольчатые ролики) — цилиндрические ролики, в которых длина в 5-10 раз больше диаметра;
  • бочек (бочкообразные ролики).

По числу рядов тел качения:

ОДНОРЯДНЫЕ

ДВУХРЯДНЫЕ

По способности к самоустановкой:

САМОУСТАНАВЛИВАЮЩИЕСЯ

Обойма вместе с валом может отклоняться на определенный угол от диаметральной плоскости внешнего кольца.

Преимущества и недостатки подшипников качения

Преимущества:

  • Огромное количество стандартизированных типоразмеров и видов;
  • Минимальное трение и нагрев;
  • Минимальный расход масла.

Недостатки::

  • Большой вес;
  • Большие радиальные размеры;
  • Чувствительность к ударным нагрузкам;
  • Слабая устойчивость к вибрации (к тому же они сами являются генератором вибрации).

Как правильно выбрать подшипник

При выборе подшипника учитываются различные факторы: сфера применения, условия эксплуатации, направление и величина нагрузок, частота вращения вала, температура, допустимые габаритные размеры и другие характеристики.

Следует понимать, что одним и тем техническим характеристикам и условиям эксплуатации могут удовлетворять несколько видов и типов подшипников. Если вы все еще сомневаетесь, то можете проконсультироваться со специалистами нашей компании, они помогут подобрать самый оптимальный вариант под ваши требования.