ТИПЫ И ВИДЫ ПОДШИПНИКОВ

В наше время трудно представить себе механизм, который бы не имел подшипников. Их основная функция — обеспечить вращение одних деталей относительно других без износа соприкасающихся поверхностей и значительных потерь на трение. По принципиальной конструктивной схеме эти детали https://podshop.ru/ делятся на два вида — подшипники скольжения и подшипники качения.

Подшипники скольжения

Конструктивно такие детали представляют собой корпус, в который вставлен вкладыш (втулка) из антифрикционного материала. Именно в нее вставляется опорная поверхность вала (цапфа). Между вкладышем и цапфою находится слой смазки. Это слой может быть создан тремя способами:

  • Подачей через специальное отверстие жидкой смазки под давлением;
  • Заранее нанесения на вкладыш пластинчатой или твердого смазки (дисульфида молибдена, графита);
  • Выделением жидкого масла из пористого вкладыша при вращении в нем вала (самосмазывающиеся подшипники).

В направлении восприятия усилий подшипники скольжения делятся на:

ВТУЛКИ СКОЛЬЖЕНИЯ

Рассчитаны на усилия, направленные по радиусу вкладыша. Они используются в качестве промежуточных, а также концевых опор вала в случае, если исключены осевые нагрузки (как правило, осевые нагрузки воспринимает только одна конечная опора).

ОПОРНЫЕ ПОДШИПНИКИ

(Их еще называют осевые или подп’ятники) — могут воспринимать радиальные и осевые усилия.

Обеспечивают самоустановки (плотное прилегание) вкладыша к цапфы. Устанавливаются для компенсации неточностей монтажа и в случаях сильных вибраций и биения вала.

Преимущества и недостатки подшипников скольжения

Преимущества:

  • Возможность создания рознімною конструкции. Это позволяет использовать такие детали, где принципиально невозможно использование подшипников качения (пример — коленчатые валы);
  • Возможность восприятия очень больших радиальных нагрузок. В аналогичных условиях подшипники качения выходят очень крупногабаритными;
  • Для обеспечения вращения с очень большой частотой (n> 10 000 об / мин). Из-за огромных инерционных нагрузок подшипники качения просто разлетятся;
  • Минимальные габариты в радиальном направлении;
  • Простота и дешевизна конструкции
  • Возможность работы в среде с большим загрязнением и химической агрессивностью.

Недостатки:

  • Нужен постоянный уход
  • Большой расход масла
  • Маленький срок службы

Подшипники качения

Представляют собой кольцо, в которое вставлена цилиндрическая обойма. Вращение обоймы относительно внешнего кольца обеспечивается телами качения — шариками или роликами. В большинстве моделей эти тела качения отделены друг от друга с помощью сепаратора (для уменьшения износа). Обойма запрессовывается на вал и вращается с ним как одно целое.

Существует несколько классификаций подшипников качения:

По допустимым направлением нагрузки:

РАДИАЛЬНЫЕ

УПОРНЫЕ (ОСЕВЫЕ)

РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЕ

Предназначены преимущественно для работы с радиальным нагрузкам, но могут воспринимать и определенную осевую составляющую.

УПОРНО-РАДИАЛЬНЫЕ

Предназначены для восприятия в основном осевых усилий, но могут работать и с определенным радиальным нагрузкам.

По виду тел качения:

ШАРИКОВЫЕ

РОЛИКОВЫЕ

В них тела качения имеют форму:

  • цилиндров;
  • конусов;
  • игл (игольчатые ролики) — цилиндрические ролики, в которых длина в 5-10 раз больше диаметра;
  • бочек (бочкообразные ролики).

По числу рядов тел качения:

ОДНОРЯДНЫЕ

ДВУХРЯДНЫЕ

По способности к самоустановкой:

САМОУСТАНАВЛИВАЮЩИЕСЯ

Обойма вместе с валом может отклоняться на определенный угол от диаметральной плоскости внешнего кольца.

Преимущества и недостатки подшипников качения

Преимущества:

  • Огромное количество стандартизированных типоразмеров и видов;
  • Минимальное трение и нагрев;
  • Минимальный расход масла.

Недостатки::

  • Большой вес;
  • Большие радиальные размеры;
  • Чувствительность к ударным нагрузкам;
  • Слабая устойчивость к вибрации (к тому же они сами являются генератором вибрации).

Как правильно выбрать подшипник

При выборе подшипника учитываются различные факторы: сфера применения, условия эксплуатации, направление и величина нагрузок, частота вращения вала, температура, допустимые габаритные размеры и другие характеристики.

Следует понимать, что одним и тем техническим характеристикам и условиям эксплуатации могут удовлетворять несколько видов и типов подшипников. Если вы все еще сомневаетесь, то можете проконсультироваться со специалистами нашей компании, они помогут подобрать самый оптимальный вариант под ваши требования.

Вся информация, изложенная на сайте, носит сугубо рекомендательный характер и не является руководством к действию

На главную