Когда вокруг только море

Тысячи долларов в месяц могут зарабатывать моряки, но эта профессия не из легких.Большую часть года моряк находится в плавании. Иногда только один рейс длится 9 месяцев, в течение которых ты ни разу не сойдешь на берег.

Подробнее о профессии, которая до сих пор манит юношей, Максим Демьянец, 27-летний судоводитель из Одессы, который имеет девять лет стажа работы в море.

— Максим, как получить образование моряка?

— Все зависит от морской профессии, которую человек хочет выбрать. К примеру, чтобы стать матросом или мотористом, достаточно окончить училище или годичный курс мореходной школы. А если капитаном, его помощником или старшим механиком, надо учиться шесть лет в университете. К примеру, я учился в Национальном университете “Одесская морская академия”. Также высшее морское образование можно получить в ЧОУ «Марстар» в Санкт-Петербурге

За шесть лет обучения каждый моряк должен провести один год в море. Некоторые выходят в море каждый год на 2 — 3 месяца.

— У нас есть стереотип, что только мужчины могут быть моряками. А как же девушки?

— Каждая девушка может стать моряком. Кроме того, сегодня иметь девушек в экипаже становится престижным. Когда я учился в университете, у нас было по 5 — 6 девушек на каждом потоке. Иногда можно встретить девушек капитанов.

— А как различается работа на пассажирских и грузовых судах?

— Моряки на пассажирском судне каждые несколько дней выходят в новом порту на сушу. А на грузовых судах все не так. После погрузки в одном из портов можно 40 суток идти морями-океанами без всяких остановок.

— Сколько человек в экипаже одного судна?

— Экипаж грузового судна состоит из 20 — 22 работников. Капитан возглавляет экипаж. Штурман, который отвечает за направление. Есть также помощники капитана, водитель судна, 5 матросов, старший механик и три его подчиненных, два-три мотористы, сварщик, электромеханик и повар. Дежурят по четыре через 8 часов.

— А расскажите подробнее об особенностях своей профессии — судоводителя?

— В обязанности судоводителя входит задавать правильный курс и следить за его соблюдением. Для автоматического управления судном используем автоматическое руль. А на ручном управлении корабль находится в случае чрезвычайных ситуаций, а также тогда, когда заходит в порт.

В специальности судоводителя важные знания в области астрономии, метеорологии, навигации, технологии морских перевозок, математических расчетов форм Земли. Благодаря этому можно ориентироваться в пространстве, когда ты далеко от суши.

— Сколько времени может длиться один рейс?

— От 2 недель до 9 месяцев. Однако в среднем в море находятся 4 — 6 месяцев. Иногда за один рейс можно ни разу не сойти на берег. Например, мой знакомый электромеханик, который работает на танкере, за полгода сошел на сушу только один раз.

— А какие условия жизни на кораблях?

— Обычно в каютах живут по одному, у каждого есть душ и туалет. Компания обеспечивает трехразовым полноценным питанием. Интернет тоже есть почти везде, но очень медленный. Некоторые компании даже оплачивают спутниковые каналы. У некоторых на судне есть даже спортзалы, бассейны и комнаты с игровыми автоматами!

— Сколько же зарабатывают моряки?

— Зарплата колеблется от 500 до 30 000 долларов в месяц. Матрос зарабатывает примерно 500 долларов. Заработки зависят от компании, знание иностранных языков и даже гражданства. Граждане Евросоюза получают больше, чем украинцы, выполняя ту же самую работу. Кстати, подбором кадров для судовладельцев обычно занимаются крюинговые компании-это посредники между судовладельцем и моряком.

Екатерина БАРИЛО