В наши дни найти православную девушку вне храма практически невозможно, но как парню здесь с ней познакомиться, тем более с целью создания христианской семьи? Если будущая спутница жизни – прихожанка того же храма, то не будет ли душевная привязанность к ней «перебивать» во время богослужения настрой на молитву? Нужно прекращать любовное чувство к тебе, если ты не отвечаешь человеку взаимностью, но тебе кажется, что ваше общение может привести его к вере? И возможна ли дружба между парнем и девушкой без всяких дальнейших перспектив на общую семью?
На эти вопросы отвечает священник:
«Не удивительно, что православную девушку вне храма найти не можно. И не только в наши дни, но и раньше, ведь если девушка в храм не ходит, то она не православная. Поэтому, это довольно естественная логика даже для того времени, когда все формально были бы православными.
Как познакомиться в храме? Что такое православные знакомства ? Но разве жизнь церковного прихода ограничивается только богослужениями? Всегда для желающих помочь есть какие-то дела, от совсем простых: уборка, помощь по реставрации, ремонта – до паломнических поездок, церковной благотворительности, заботы о сирых и убогих. Думается, занимаясь такого рода делами, скорее всего, вы найдете повод и возможность для разговора и для общения с той, которую вам бы хотелось видеть будущей спутницей жизни.
Если парень действительно любит прихожанка того храма, в который он сам ходит, то в этом нет ничего зазорного и никоим образом не должно отвлекать ни его, ни ее от молитвы и церковного богослужения. Неужели все православные мужья и жены, когда стоят на службе, только друг о друге и думают? Да нет, конечно, они пытаются молиться о том, что Церковь призывает их молиться.
Установлено то, что в церкви мужчинам надо стоять справа, а женщинам слева? Можно это правило не выполнять влюбленным, тем более жениху и невесте, и стоять на службе вместе?
Действительно, существует такая традиция, которая берет начало еще с византийских времен, когда мужчины стояли в одной половине храма, женщины в другой, чтобы не отвлекаться друг на друга, но благоговейно молиться, помня, что в церковь они пришли для молитвы, а не ради какого-то другого дополнительного общения.
В монастырях и в некоторых храмах, где хватает места и есть к тому стремление самих прихожан и духовенства, это правило соблюдается и поныне. Впрочем, считать его абсолютным требованием церковного Устава у нас нет оснований, и в этом смысле не надо возмущаться до излишества, когда его не соблюдают очень строго и прихожане размещаются в соответствии с наличием места в храме. Тем же, кто от этого очень сильно стесняется, можно посоветовать ходить в те монастыри и церкви, где это разделение соблюдается.
Что же касается мужа и жены, жениха и невесты, то если можете стоять в храме рядом и не думать друг о друге, а о богослужении – стойте. А если будете постоянно отвлекаться на того, кого так любите и к кому так хотите стать ближе и роднее, то лучше стоять отдельно. Но лично мне кажется, что сильно любящие супруги пусть лучше находятся в разных половинах храма.
В Писании есть такие слова: «жены ваши в церквях да молчат… Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор., 14, 34-35). Но в наше время чаще бывает, что прихожанки в храме делают замечания мужчинам, особенно молодым, не вдохновляет их искать сугубо православных невест.
В данном случае слова апостола Павла трактуются неверно. Он говорит о том, что «женщины в церквах пусть молчат», имея в виду воздержание от проповедничества, поучений в Церкви, так как свидетельствовать в ней принадлежит священству, именно оно восходит к апостолам, которые получили благословение на проповедь. Собор 1917-1918 годов, кстати, тоже позволял привлекать мирян, но не мирянок до проповедничества. Так что слова апостола Павла говорят о другом.
Учительствовать же перед теми, что стоят рядом во время богослужения – это признак низкой церковной культуры. Я не думаю, что это делают только прихожанки, иной раз и прихожане ведут себя не вполне корректно. Просто такое впечатление складывается потому, что в наших храмах сегодня женщин гораздо больше, чем мужчин. Другое дело, что приветствовать такое обучение не следует ни в том, ни в другом случае. Каждый верующий должен понимать, что разумный и корректный способ помочь человеку, который не вполне правильно ведет себя в церкви, – это не разоблачать его громким шепотом во время Херувимской песни или Евхаристического канона, не смотреть на него грозно, если он передает свечу во время чтения Евангелия или кладет поклоны в воскресный день, а дождаться конца богослужения, и когда человек останется один, подойти к нему на выходе и, попросив прощения, в духе мира и любви сказать то, в чем ты безусловно уверен.
Нужно прекращать любовное чувство к тебе, если ты не отвечаешь человеку взаимностью, но тебе кажется, что ваше общение может привести его к вере?
Мне кажется, что это слишком недобросовестное, внутренне нечестное отношение к человеку. Не надо приводить людей к Богу и Церкви такими косвенными путями. Есть в этом что-то, что именуется єзуїтством. Поэтому для верующего будет гораздо честнее не давать человеку, испытывает к нему любовные чувства, питать иллюзии. И в результате за эту честность, он будет благодарен, что может быстрее открыть ему дорогу к Церкви, чем любые другие ухищрения, даже как будто направлены на благо.
Возможна ли дружба между парнем и девушкой без всяких дальнейших перспектив на общую семью?
– Конечно, если это честная дружба, а не дружба со стороны одного и трудный выбор со стороны другого, что если у нас нет никаких перспектив на будущее – то станем хотя бы дружить».