В стандартизированном процессе управления таможенными рисками, установленном Всемирной таможенной организацией, предусмотрено пять основных этапов: 1 — «Определение контекста»: импорт товаров, экспортный контроль, пассажирские перевозки и т.д.; 2 — «выявление рисков»: защита доходов (например, недооценка, происхождение, классификация), запреты и ограничения (например, незаконный оборот наркотиков, ПиС, огнестрельное оружие и т.д.); 3 — «анализ рисков»: вероятность возникновения риска (маловероятный, вероятный, весьма вероятный); 4 — «Оценка и приоритизация рисков»: оценка воздействия и последствий возникновения рисков (например, высокий, средний, низкий); 5 — «Управление рисками»: определение контрмер и определение уровней риска (например, терпимость, лечение, передача или прекращение). В дополнение к этим пяти шагам управление рисками требует постоянного мониторинга и обзора, чтобы устранить ложноотрицательные и ложноположительные оценки рисков. На протяжении всего процесса крайне важно осуществлять обмен надлежащей https://portamur.ru/news/detail/tamojennaya-statistika-na-ofitsialnom-internet-portale/ документацией, общение и консультации со всеми заинтересованными сторонами, поскольку управление рисками-это корпоративная задача, которая включает в себя всю организацию, а не только выделенную организацию.
Постановка проблемы
Во многих странах таможня по-прежнему применяет 100-процентный режим физического досмотра, например, каждая партия задерживается и подвергается физическому досмотру (частично или полностью), что приводит к значительным задержкам на пограничных контрольно-пропускных пунктах, в портах и аэропортах. Такой 100-процентный режим признания также создает благоприятные условия для неофициальных платежей, которые ускоряют процесс. Согласно отчетам о таможенных мощностях опубликованный в 2009 году Глобальной Экспресс-Ассоциацией, только 37 из 114 опрошенных администраций применили избирательный подход, основанный на рисках, 18% рассмотрели 100% всех поставок, а остальные страны выбрали поставки для признания случайным образом или по усмотрению должностного лица, ответственного за признание.
Руководство по развертыванию
Применение мер по управлению рисками и избирательность на основе риска (красный/зеленый канал) позволили таможенным службам распределять свои скудные ресурсы в районах повышенного риска при одновременном повышении эффективности процедур очистки грузов с низким уровнем риска. Например, совершенствование потенциала по оценке рисков в японской таможне, которое было введено в действие с 1999 года, помогло таможне сохранить численность своего персонала практически без изменений, в то время как число импортных операций увеличилось почти на 60 процентов (2007 год) и экспортных операций увеличилось примерно на 50 процентов (2007 год).
Анализируя и измеряя уровень соблюдения, касающийся отдельных торговцев, товаров или стран торговли на местном, региональном или национальном уровнях, таможня может выявлять случаи, когда требуется дополнительная проверка в форме физического осмотра и документального осмотра и может привести к результатам. При признании уровня соответствия трейдера, в частности, уровня лицензированных трейдеров и ОЭЗ таможня создает стимулы для того, чтобы торговцы инвестировали в достижение надлежащего уровня соблюдения в сочетании с обработкой деклараций о грузе и товарах до прибытия, таможня получает время, необходимое для проведения оценки риска и обеспечения немедленного освобождения товаров по прибытии.
Селективность на основе риска работает более эффективно в автоматизированной среде поскольку избирательность, основанная на рисках, которая, в свою очередь, основана на компьютерной системе, может последовательно применяться ко всему импорту и экспорту и является гораздо более быстрой и точной при сопоставлении данного набора данных (например, товарной декларации) с профилями рисков, которые в настоящее время активны. Кроме того, информационные технологии (ИТ) могут значительно облегчить обновление всех существующих профилей рисков на основе последних результатов аудита и диспетчеризации. Однако отсутствие основанной на ИТ системы целей и оценки рисков не должно служить оправданием для того, чтобы таможня не применяла этот основополагающий принцип упрощения процедур торговли.