Почему под конец осени нас отовсюду преследует словосочетание «Черная пятница»? Якобы позарез надо успеть купить все по списку именно в эти сроки, сэкономив не по-детски… Wow!
С чем ассоциируется Черная пятница? На удивление, еще остались люди, которые никогда не слышали об этом, так сказать, пир розничной торговли. Стоит только прогуляться по оживленным улицам Киева, чтобы это понять. Тем не менее, большинство молодых людей в возрасте от 20 до 50 лет все-таки в курсе дел. Интересно, что более 70% опрошенных ассоциируют произошедшее с шопингом в классическом смысле этого слова: покупка одежды, обуви, аксессуаров и украшений. К тому же часто упоминается возможность закупить новогодний декор для дома и подарки, а также электронику – смартфоны, аудиотехнику и планшеты. Нашлись и скептики, которые строго обозвали акцию «обманом» и не верят в чудеса. — когда будет черная пятница 2020
Отдельные представители старшего поколения связывают эти два слова, скорее, с другими историческими событиями и воспоминаниями, чем с маркетинговой фишкой. Родина Black Friday – США Истоки события находятся в Соединенных Штатах Америки – там торговый бум наступает сразу после Дня благодарения и открывает сезон традиционных рождественских скидок. Как все происходит.
Магазины как будто соревнуются, кто откроется раньше: в 5, 6, 7 утра, а крупные ТРЦ стартуют уже в полночь. Не обходится без популярной заманухи – «Первым покупателям лучшая скидка до 80%», чтобы приходило больше и больше людей. При этом в американской практике присутствует опыт глобального распродажи складских запасов. Хотя предлагают и явный брендовый эксклюзив, за которым выстроятся километровые очереди. Что в имени твоем? Многих интересует, что за название такое мрачная в мировой распродажи.
Розничные торговцы хотели бы верить, что она связана с идиомой «in the black» (с англ. значит доходная ситуация), получая прибыль как за весь год. Но настоящее авторство термина отдают филадельфийским полицейским! Самые первые статьи в СМИ по 1961 год рассказывают о недовольных сотрудников службы порядка, которые стали называть пятницу и субботу после Дня благодарения «черными» через ужасные пробки, и это разошлось по всей стране.
PR-менеджеры понимали, что срок не является хорошим стимулом для развития торговли и бизнеса и пытались применить позитивный подход, внедряя вместо этого «Большая пятница» и «Великая суббота». Сейчас абсолютно понятно, что у них не очень получилось.
Кстати, с 1992 года в Канаде и с 1997 года в других странах Северной Америки и Европе ежегодно отмечают «День без покупок» (Buy Nothing Day), как месть «черноп’ятничному» шопоголизма….