Термин “патологическое использование Интернета”, относящийся к выраженной склонности к гиперактивному общению в чатах и форумах, приобретающему черты зависимости, был введен немецким психологом Сильвией Крастер в 2008 году. По словам Сильвии, патологическая тяга к интернет-общению является следствием отклонений в психике. Сильвия и группа ученых привлекли к этому исследованию 61 человека. Они изучали пациентов в амбулаторных условиях с диагнозом “интернет-зависимость” и добровольцев, найденных по объявлениям. Лица прошли несколько этапов собеседования, тестирования и специальной интернет-диагностики, после чего они были разделены на две группы: те, кто использует Интернет патологически, и те, кто использует интернет-ресурсы рационально. В первой группе у 27 из 30 человек были диагностированы психические расстройства. Во втором только у 7 из 31 человека были диагностированы психические расстройства. Когда были введены ограничения на доступ к форумам и чатам, у психически больных людей появились признаки депрессивного синдрома, страха и тревожности.
Зависимость от общения в чате как форма интернет-зависимости
Первое крупномасштабное исследование интернет-зависимости было проведено в 1996 году психологом Кимберли Янг, профессором Питтсбургского университета. Янг определил пять форм интернет-зависимости, одной из которых была киберкоммуникация, то есть зависимость от социальных сетей, чатов и многопользовательских игр. Человек, страдающий от киберкоммуникационной зависимости, предпочитает виртуальное “живое” общение реальному “живому”.
Причины и последствия зависимости от Интернета и общения в чате
Как и любая форма зависимости, зависимость от общения в Интернете развивается из-за психологической нестабильности личности. В случае Елены это была личная травма — развод подтолкнул ее к зависимым отношениям с виртуальным собеседником. Как показывает история, это не решило ее проблему, а наоборот, увеличило глубину травмы.
В таблице ниже показаны некоторые причины и возможные последствия зависимости от онлайн-общения для детей, подростков и взрослых.
Группа риска | Причины зависимости | Последствия зависимости |
Дети | Неразумные действия родителей — когда родители вручают гаджет своему ребенку, чтобы отвлечь его и освободить время для собственных дел Феномен “воображаемого друга” — когда ребенок находит собеседника, который готов отреагировать на сообщение или сигнал практически в любой момент (послать улыбку в ответ на улыбку и тому подобное).Сложная ситуация в семье, ссоры между родителями, появление младшего брата/сестры — дети/подростки стремятся оградить себя от конфликтной среды, избавиться от чувства ненужности. | Рассеянное внимание, трудности в обучении, трудности в социализации и потеря интереса к мобильной деятельности. |
Подростки | Сложная ситуация в семье, ссоры между родителями, появление младшего брата/сестры — дети/подростки стремятся оградить себя от конфликтной среды, избавиться от чувства ненужности.Желание обсуждать деликатные, личные или запретные темы, о которых обычно не говорят вслух. | Заниженная самооценка, сужение интересов, не связанных с онлайн-общением, желание ограничить реальное общение, бурная реакция протеста на запреты и ограничения со стороны родителей, склонность к конфликтам, тревожность, частые перепады настроения, опоздания и пропуски занятий в школе, опасные знакомства, риск попасть под влияние психически неуравновешенных собеседников и вступить в “группу смерти” |
Взрослые | Психические расстройства, травматические ситуации, стресс – способствуют отчуждению от реального общения с людьми.Способность легче и быстрее находить новые социальные контакты, способность идеализировать собеседника, желание удовлетворить сексуальные фантазии | Снижение стрессоустойчивости, потеря способности трезво оценивать реальность и разрешать кризисные ситуации, уклонение от ответственности, нарушение режима сна и бодрствования, конфликты с близкими, появление тревоги и агрессии, если по какой-либо причине невозможно зайти на определенный веб-сайт или проверить СМИ |
Контрольный список: как определить наличие зависимости от чата?
Из приведенных ниже утверждений выберите те, которые типичны для вашего поведения или поведения любимого человека.
1. Довольно часто я нахожусь в сети более двух часов.
2. У меня есть непреодолимое желание довольно часто просматривать социальные сети.
3. Я часто проверяю свой телефон на наличие обновлений в социальных сетях и чатах.
4. Когда я онлайн, я часто обновляю страницу, чтобы посмотреть, есть ли какие-нибудь новые сообщения и лайки.
5. Я беспокоюсь и раздражаюсь, если по какой-то причине не могу войти в социальные сети.
6. Я бываю резким и хамским, когда кто-то пытается отвлечь меня от разговора в Интернете.
7. Я часто захожу в Интернет, чтобы отвлечься, когда у меня возникают трудности с решением рабочих и бытовых задач.
8. Чтобы начать разговор, я часто отправляю сообщения без особого смысла, необходимости и интереса (“Как дела?”, ”Как настроение?», ”Что нового?» и т.д.).
9. Я чаще общаюсь с людьми онлайн, чем в реальной жизни.
10. Мне легче вести светскую беседу с людьми онлайн, чем в реальной жизни.
11. Мне легко добавлять друзей и начинать онлайн-переписку с незнакомцем, тогда как в реальной жизни я необщительный и застенчивый.
12. Мои близкие обижаются, когда я переключаю все внимание на телефон в их присутствии.
Если 8 или более утверждений верны для вас, самое время подумать о том, как научиться контролировать свою интернет-зависимость.