Женщин-шопоголичек постоянно показывают в фильмах и ток-шоу и высмеивают в анекдотах. Тот факт, что женщины более склонны тратить деньги, также подтверждается исследованиями, проведенными в начале 2000-х годов в Великобритании, которые показали, что 90% выявленных шопоголиков были женщинами. Тем не менее, есть уточнение: социологи собрали данные от респондентов, более 80% из которых были женщинами. Неудивительно, что опрос показал соответствующие результаты.
Сейчас у экспертов совершенно другой взгляд на ситуацию. В 2006 году группа американских ученых во главе с Лоррином Кораном, экспертом-психиатром из Стэнфордского университета в Калифорнии, пришла к выводу, что 6% женщин и 5,5% мужчин страдают зависимостью от покупок. Было опрошено около 2500 респондентов, в том числе равное число представителей обоих полов. Эксперты пришли к выводу, что пол не является основным критерием при выявлении потенциальных шопоголиков.
Женский шопоголизм и его причины
Принято считать, что торговые центры, “поджидающие” нас на каждом углу, растущая популярность онлайн-покупок и обилие привлекательной рекламы, побуждающей нас что-то покупать, вызывают страсть к шопингу. Но психологи считают, что это лишь второстепенные факторы. Само по себе наличие магазина поблизости не может превратить трезвомыслящего человека в шопоголика. Проблема гораздо глубже.
В значительной степени страсть женщин к шопингу вызвана психологическими причинами:
1. Одиночество. Шопоголики пытаются компенсировать недостаток внимания и любви многочисленными покупками. Они ошибочно думают, что шкафы, набитые вещами, закроют пустоту в душе.
2. Низкая самооценка. Для интровертированных и неуверенных в себе людей покупки становятся своеобразным способом доказать всему миру свою состоятельность. Покупая что-то, часто популярное или фирменное, человек чувствует себя более значимым.
3. Отсутствие удовольствия. Совершая покупку, человек испытывает счастье. Для тех, кто находит собственную жизнь серой и безрадостной, шопинг становится чуть ли не единственным источником радости, а покупка воспринимается как событие.
4. Депрессия. Эта причина связана с предыдущей. Если покупка является источником радости, шопинг соответственно поднимает настроение. При покупке понравившейся вещи в кровь выбрасываются адреналин и эндорфины, что приводит к ощущению эмоционального подъема. Но со временем этот способ заглушить депрессию может превратиться в серьезную зависимость. Каждый раз шопоголику нужно покупать все больше и больше, чтобы быть счастливым.
К чему приводит шопоголизм?
Когда шопинг становится чем-то жизненно важным для женщины, ее способность мыслить разумно и рационально снижается. В то же время значительно возрастает напряжение в тех частях мозга, которые контролируют эмоции и приятные ощущения — именно отсюда возникает эйфория при совершении покупки. Но после приобретения беспорядка из ненужных вещей наступает раскаяние и острое сожаление. Накопившийся стресс снова требует порции приятных эмоций, и женщина снова отправляется на распродажу. Это порочный круг, который чрезвычайно трудно разорвать. Это главное негативное последствие пристрастия к шопингу – наркоманка перестает себя контролировать. Для них шопинг становится стилем жизни, который заменяет досуг и развлечения.
Страсть к шопингу сильно бьет по кошельку. Шопоголики не думают о том, как прожить до следующей зарплаты, они готовы потратить последнее, чтобы купить желанную вещь, даже если ее цена неоправданно высока. Часто они берут кредиты и, в запущенных случаях — попадают под неподъемную долговую нагрузку.
Рано или поздно у шопоголика начинаются конфликты с близкими из-за нерациональных трат. Он/ она начинает лгать о потраченных деньгах и сделанных покупках, может скрывать их, а иногда и полностью замыкается в себе. Тяжело жить с человеком, который потерял контроль над собой. Часто наркоманки остаются наедине со своей проблемой, потому что близкие не смогли им помочь.
Как избавиться от привычки покупать ненужные вещи: план из 5 шагов
Разовые или периодические “рейды” несколько раз в год по вашим любимым магазинам не являются поводом для тревоги. Вы должны начать беспокоиться, когда покупки становятся частью системы ценностей, вытесняя другие важные аспекты. Навязчивое желание что-то купить, постоянный поиск поводов для похода в магазин, покупка совершенно ненужных вещей, неуместные траты, забитые хламом шкафы в доме – это серьезные причины задуматься о том, страдает ли человек зависимостью.
Что делать, если женщина постоянно покупает вещи и всевозможные безделушки? Психологи дают следующие рекомендации:
1. Найдите причину зависимости
Прежде всего, вам нужно найти “триггер”, который требует постоянных покупок. Попробуйте проанализировать, что движет человеком, какие эмоции он испытывает во время шоппинга. Это скука, компенсаторная реакция, попытка выйти из депрессии или улучшить настроение, а может быть, способ самоутверждения?
2. Научитесь совершать разумные покупки.
Вам придется по-новому взглянуть на “стиль” шоппинга. “Опытному” шопоголику придется нелегко, но крайне важно изменить свои привычки.
Правила обдуманного шоппинга просты, но шопоголик действительно нарушит их: вы можете пойти в магазин только со списком, взять с собой небольшую сумму денег и игнорировать акции и распродажи.
3. Получите поддержку от любимого человека
Шопоголику, вставшему на путь исправления вещей, поначалу будет чрезвычайно трудно контролировать свои желания. Поэтому помощь, поддержка и понимание близких жизненно важны. Важно не бить шопоголиков по рукам, а тщательно контролировать поведение и бюджет, переключать их внимание с покупок на другие вещи. Зависимый человек должен на какое-то время вообще отказаться от походов по магазинам.
4. Найдите альтернативу шопингу
Бороться с шопоголизмом будет проще, если вы найдете ему альтернативу — занятие, которое будет вызывать положительные эмоции. Это может быть что угодно — хобби, спортивные секции или походы на танцы.
5. Избавление от привычки ходить по магазинам с помощью психолога
Если вы не можете справиться с проблемой самостоятельно, обратите внимание на специальные курсы по модификации поведения. Пристрастие к спонтанным покупкам — это нездоровая модель поведения, которую можно скорректировать. Тренинг по технике модификации поведения 7Spsy показывает отличные результаты в этой области. Это запатентованная методика психологии поведения, основанная на теориях И.П. Павлова, Б.Ф. Скиннера, А.А. Ухтомского и других.
Самообучение и системная работа на курсе с психологом помогут вам изменить патологическую модель поведения и победить шопоголизм. Это начало новой жизни без постоянного желания ходить в магазин и тратить все деньги. Позитивный настрой, которому вы научитесь на тренинге, поможет вам осознать, что бесцельный шопинг — один из худших способов улучшить самочувствие и самоутвердиться в обществе.
Тренинг по технике модификации поведения 7Spsy рассчитан на срок до 6 недель. Занятия проводятся дистанционно. Психолог ответит на все вопросы и будет работать с вами ежедневно по телефону или онлайн-чату. Участие в тренинге строго конфиденциально.