Контейнерная АЗС

Увеличение численности автомобилей различного назначения на дорогах страны приводит к развитию сетей автозаправочных станций и совершенствование оборудования на них. Возросла пропускная способность АЗС, скорость заправки автомобилей, номенклатура нефтяного топлива с высокими функциональными и экологическими свойствами.

Типы автозаправочных станций

Контейнерные автозаправочные станции можно разделить на группы в соответствии с нормами пожарной безопасности НПБ 111-98. Традиционные стационарные АЗС — это капитальные сооружения с подземными резервуарами, которые находятся на расстоянии от топливораздаточных колонок. Размещают, проектируют, строят и эксплуатируют в строгом соответствии со строительными нормами и правилами, нормами и инструкциями по пожарной безопасности.

Стационарными являются и блочные АЗС, в которых колонки расположены над подземным резервуаром, и модульные, в которых контейнеры для хранения топлива разнесены с колонками. Много предприятий с большим количеством собственного автотранспорта размещают на своей территории для своих нужд топливозаправочный пункт. Передвижная АЗС — это цистерна на шасси грузового автомобиля с одним видом жидкого моторного топлива. И последний, который недавно получил распространение вид АЗС – это контейнерная АЗС.

Контейнерная АЗС. Автомобильная заправочная станция контейнерного типа

АЗС такого типа используются в небольших населенных пунктах, для заправки ведомственного транспорта, и летом – личного автотранспорта.

АЗС контейнерного типа

Для установки контейнерной АЗС не нужно выполнять земляные работы, устраивать сложные фундаменты и колодцы слива топлива, выполнять монтаж емкостей для сбора аварийного пролива топлива. Но, тем не менее, любая контейнерные АЗС изготавливаются в строгом соответствии с требованиями норм пожарной безопасности. Контейнер хранения топлива выполнен в виде цельнометаллической конструкции, разделенной на отсеки противопожарными перегородка

В заправочном отсеке расположены топливораздаточные колонки. В отдельных отсеках находятся резервуар хранения топлива и взрывобезопасен перекачивающий насос для заполнения топливом. Технологическое оборудование может устанавливаться на люка резервуара, и тогда по верху контейнера располагается огороженная площадка для обслуживания этого оборудования. Есть варианты конструкций КАЗС, в которых оборудование располагается сбоку в специальном технологическом отсеке.

Контейнерная АЗС. Автомобильная заправочная станция контейнерного типа

Общим для всех конструкций АЗС является наземное расположение резервуара и размещение колонок в контейнере.

Комплектация контейнерных АЗС

Контейнерная АЗС состоит из двух или более контейнеров: контейнер хранения топлива (одного или нескольких) и контейнера управления или с диспетчерского пункта, который еще называется операторной. Контейнер управления может быть рассчитан не только на размещение рабочего места оператора, но и на помещение для отдыха или склада. Операторная обеспечена освещением и внутренней электропроводкой, в ней размещаются устройства управления колонками. В комплект поставки могут входить силовой шкаф, лабораторное и метрологическое оборудование, система громкоговорящей связи.
Контейнерная АЗС может быть рассчитана на топливо от одного до четырех видов. Емкость резервуаров, одностенных или двухстенных, может быть от трех до сорока метров кубических. Нефтяная компания «Лукойл» АЗС контейнерного типа заказывает емкостью 40 куб. метров с возможностью эксплуатации в климатических условиях Заполярья и Крайнего Севера. Казалось бы, гигантам нефтяного бизнеса не нужны мини-заправки, но цели бывают разные. Маленькую четырехкубовую контейнерные АЗС «Газпромнефть», не менее известная российская компания, что использует для собственных нужд. Не остался в стороне и еще один нефтяной гигант. ОАО «Газпром» АЗС для собственного автотранспорта заказывал с возможностью GSM–связи колонки с оператором.

Контейнер хранения топлива

Контейнеры хранения топлива комплектуются резервуарами различной вместимости и различных типов: одно-, двух-, трех — или четырехсекционными. Топливораздаточные колонки тоже могут различаться по типам. На АЗС используются двустенные резервуары, в которых межстенное пространство по требованиям пожарной безопасности заполняется тосолом или газом, и обязательно должен быть установлен датчик контроля утечки. Технологическое оборудование включает в себя не только трубы, по которым резервуар заполняется топливом, и трубы выдачи топлива, замерные патрубки и люки, датчики верхнего уровня, но и огнеоградители, запорные и дыхательные клапаны. Резервуар и трубы изготавливаются из высококачественных сталей, при необходимости морозостойких или нержавеющей, толщиной от 2 мм Одностенный резервуар с поддоном для сбора пролитого топлива можно использовать, если контейнерная АЗС расположена за пределами населенного пункта. Топливораздаточные колонки могут быть как однорукавные, например «Топаз-511», так и двухпистолетные, и даже трехрукавные.

Контейнерная АЗС. Автомобильная заправочная станция контейнерного типа

Например, для ОАО «Газпром» АЗС комплектовалась дополнительной колонкой для двух видов топлива в случае отказа основной трехрукавной.

Дополнительное оборудование

В качестве дополнительного оборудования контейнерных АЗС могут устанавливаться автономные системы различного назначения. Без участия оператора и наличии внешних систем управления АЗС устанавливается система автономного налива топлива. Микрокомпьютер, считыватель proxy-карт (персональных магнитных карт с информацией о лимит отпускаемого топлива) и клавиатура устанавливаются на каждой топливораздаточной колонки, и она работает автономно. При этом колонка может быть как однорукавная, так и рассчитанная на несколько видов топлива. Центральный компьютер в главном офисе обрабатывает информацию, поступающую из отдельных колонок с помощью GSM-связи. Топливо может отпускаться автономно через терминалы, которые должны устанавливаться на расстоянии не менее трех метров от КАЗС. Терминалы могут быть как обычные для банковских пластиковых карт, так и для лимитных карт для собственного пользования, например, предприятием.

Дополнительно на контейнерные АЗС по желанию заказчика устанавливаются системы пожаротушения и системы контроля уровня в резервуарах. Например, контейнерная АЗС «Газпромнефть» укомплектована системой пожаротушения «Буран» и уровнемером типа ПМП компании «Сенсор». Уровнемер позволяет измерять уровень жидкости в емкости, ее температуру, плотность и объем.

Факторы, влияющие на цену КАЗС

Производитель не может заранее составить калькуляцию стоимости каждой отдельной АЗС. На контейнерные АЗС цены зависят многих факторов, и сегодня на рынке колеблются от 160 тысяч до 45 млн рублей. Главным фактором является количество резервуаров и их объем. Резервуар объемом один кубический метр рассчитан на один вид топлива, а объемом 40 куб. м – на три.

Контейнерная АЗС. Автомобильная заправочная станция контейнерного типа

Следующий фактор – точность системы учета топлива и ее автоматизация. Кассовый аппарат, компьютер, специальное программное обеспечение, современные средства связи с центральным офисом могут устанавливаться на АЗС по желанию заказчика и, естественно, влияют на цену. Не все заказчики комплектуют свои АЗС отдельным пунктом управления (операторной). А это отдельный контейнер, и он влияет на цену очень заметно. Отличается цена КАЗС различных климатических исполнений. Мало того, что для изготовления резервуара используются специальные морозостойкие стали, часто устанавливаются системы подогрева топлива в трубопроводах. Комплектация тоже влияет на цену АЗС. Топливораздаточные колонки могут отличаться по конструкции, типу, способу монтажа и производителю.

Контейнерная АЗС. Автомобильная заправочная станция контейнерного типа

Даже примерно одинаковые колонки производства Германии, Италии, России или Китая ощутимо различаются по цене. Мощность насоса, наличие уровнемера той или иной конструкции, комплектующие – эти моменты тоже важны и влияют на цену. Цена, бесспорно, является важным аргументом в выборе АЗС. Но выбирать ее нужно все-таки за качеством комплектующих и материалов. Эти факторы гораздо важнее для безопасной и длительной эксплуатации контейнерной АЗС.