Что такое тимбилдинг (командообразование)

Что такое тимбилдинг или по другому командообразование? Зачем он нужен и что дает? Какие виды тимбилдинга существуют и как правильно все организовать, чтобы не испортить цель мероприятия? Где лучше всего проводить тимбилдинг и в какой форме? Все это рассмотрим в статье, а также дадим идеи и сценарии для игр + советы как избежать ошибок.

Тимбилдинг в Санкт-Петербурге давно используется в крупных коммерческих компаниях и с модного поветрия успел превратиться в стандарт работы с персоналом. Употребляют этот термин не всегда правильно, иногда от него отказались в пользу более простого «командообразования». Но так или иначе, мотивационные методики, направленные на сплочение коллектива, продолжают развиваться. Поговорим о них подробнее.

ЧТО ТАКОЕ ТИМБИЛДИНГ

Тимбилдинг (англ. team – команда, building – строительство, создание) — это комплекс мероприятий, предназначенных для создания командного духа среди сотрудников организации, сплочения коллектива. Основная задача — это повышение работоспособности и эффективности персонала, улучшение взаимодействия между ними, что, в конечном итоге, влияет на повышение бизнес-показателей.

Первые попытки управлять эффективностью групп персонала делались в 40-х годах ХХ века в США и Западной Европе. Вид стройной теории они нашли ближе к концу 50-х. В 60-х годах американский психолог Карл Ронке разработал программу Outdoor Ropes Course (знаменитый ныне веревочный курс). Она перевернула представление о тимбилдинг и легла в основу большинства стратегий командообразование. Ронке использовал армейский курс подготовки штурмовых групп с применением снаряжения для альпинизма. В боевых операциях сплоченность важна, как нигде, поэтому именно армейский психологический опыт был признан лучшим для корпоративного тимбилдинга.

Существует мнение, что тимбилдинг появился из спорта, где победа как группы игроков, так и отдельно взятого спортсмена достигается только благодаря команде. Если это футбол или баскетбол, то без взаимодействия между игроками победы не добиться. Если это бокс или теннис, то победителем сложно стать без опытного тренера, консультантов, врачей, массажистов и т. д.

В СССР также существовало немало мероприятий и программ, призванных сплачивать коллектив, однако в современной Украине большее развитие получил западный опыт тимбилдинга. Сначала механическое пересаживание европейских и американских наработок на отечественные реалии вызвал в основном недоумение и отторжение в коллективах, однако потом зарубежные теории были адаптированы, и сейчас командообразование – одна из наиболее перспективных форм корпоративного управления.

Возможно вам интересно: Как открыть маникюрный салон — готовый бизнес-план с расчетами

ЗАЧЕМ НУЖЕН ТИМБИЛДИНГ

Основных целей у командообразование четыре:

  1. Сплочение коллектива, создание у него ощущения общности целей.
  2. Улучшение взаимодействия между членами коллектива и повышение уровня доверия. Замена конкуренции на сотрудничество. Проще говоря, чтобы никто не стеснялся спрашивать у соседа и при случае был готов откликнуться на чужую просьбу. А также не переживал по поводу того, что «этот сидит целый день бездельничает, а я тут пашу за троих, а одинаковую зарплату получаем».
  3. Повышение лояльности персонала к руководству. Участвуя в тренингах наравне с рядовыми специалистами, директор воспринимается ими как человек, а не должность. Логика его решений становится более понятной для коллектива и вызывает меньше отторжения.
  4. Психологическая разгрузка для персонала. Особенно это актуально для подразделений, работающих в напряженном монотонном режиме.

КОГДА НУЖЕН ТИМБИЛДИНГ

Есть несколько ситуаций, в которых построение команды просто необходима.

Ситуация 1. Низкая мотивация сотрудников. Люди ходят на работу без стремления что-то улучшить в своей деятельности. Механически выполняют свои обязанности и ждут конца рабочего дня. Если есть возможность – уклоняются от выполнения задач. Соответственно, низкая производительность труда, коллектив раздирают ссоры и распри, побуждать сотрудников на покорение каких-то новых вершин решительно невозможно.

Ситуация 2. Организационные изменения в компании – слияние, поглощение, разделение или объединение департаментов и так далее. Сотрудники, оказываются в новых условиях, могут чувствовать себя чужими в компании, брошенными, ущемленными, чувствовать недостаток внимания. Тимбилдинг в этих условиях позволяет интегрировать работников в новую корпоративную среду.

Ситуация 3. Конфликты внутри коллектива. Имеются в виду не разовые ссоры сотрудников, а постоянные напряженные взаимоотношения между людьми (например, с карьерным причинам), что мешают работе. Мероприятия по командообразованию дают возможность выявить точки соприкосновения даже самых непримиримых спорщиков и превратить конкуренцию в сотрудничество.

Ситуация 4. Компания только создана, из только что набранных сотрудников нужно сформировать работоспособную команду. Тимбилдинг подходит для этого очень хорошо.