Организация аудита

Аудиторская деятельность охватывает организационное и методическое обеспечение аудита, практическое выполнение аудиторских пере-

вирок (аудит) и предоставление других аудиторских услуг.

В отличие от бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые осуществляют в пределах предприятия его работники, аудит (внешний) является контрольной деятельностью, которую осуществляют на предприятии независимые субъекты хозяйствования — аудиторы. Поэтому в организации аудита следует выделять два момента:

  • • организацию работы аудиторских фирм;
  • • организацию проведения аудиторских проверок. Аудиторская деятельность является сферой предпринимательства аудиторских фирм и частных аудиторов. Следовательно, аудит осуществляют независимые лица (аудиторы), аудиторские фирмы, уполномоченными субъектами хозяйствования на его проведение. Прибыль (доход) от аудиторской деятельности облагается налогом в соответствии с действующим законодательством.

Аудиторские фирмы и аудиторы обязаны иметь лицензию на право осуществления аудиторской деятельности на территории Украины и могут работать исключительно для предоставления аудиторских услуг. Аудиторские фирмы могут создаваться на основе любых форм собственности, но общий размер доли учредителей (участников, акционеров) аудиторской фирмы, которые не являются аудиторами, в статутпому фонде не может превышать ЗО процентов. Аудиторской фирме разрешается осуществлять аудиторскую деятельность только при условии, что в ней работает хотя бы один аудитор. Руководителем аудиторской фирмы может быть только аудитор. Подробнее про аудит отчетность читайте на страницах нашего специализированного сайта.

Организация аудита

В Украине, как и в большинстве стран с рыночной экономикой, аудиторы, для того чтобы иметь право подписывать аудиторский отчет и участвовать в работе аудиторской фирмы как руководители, должны сдать экзамены и получить сертификат, который подтверждает их квалификационный уровень.

Сертификация (определение квалификационной пригодности) аудиторов осуществляет Аудиторская палата Украины.

Право на получение сертификата имеют граждане Украины, которые получили высшее образование, определенные знания по вопросам аудита и опыт работы не менее трех лет подряд на должностях аудитора, ревизора, бухгалтера, юриста, финансиста или экономиста.

Конкуренция на рынке аудиторских услуг приводит к тому, что аудиторы пытаются с целью уменьшения расходов уменьшать объем проверок (тестов) бухгалтерских документов по существу, применяя определенные методики и процедуры. Среди таких методик — установление приемлемого уровня существенности и допустимого риска необнаружения существенных несоответствий, а также использование разнообразных математических и статистических методов, в частности выборок.

При этом чрезвычайно важное значение для аудитора приобретает процесс предварительного планирования аудита, определения затрат на проверку и установку гонорара за услуги.

Под планированием аудита понимают подготовку главной стратегии и конкретных подходов к характеру, периоду и времени проведения аудита. Целью планирования аудита является сосредоточение внимания аудитора на важнейших направлениях проверки, на проблемах,

Планирование является начальной стадией проведения аудита, на которой согласно Международному стандарту аудита № 300 «Планирование» определяют объемы и сроки аудита, разрабатывается план и программа проверки, которые определяют виды и последовательность действий аудитора.

Процесс планирования условно можно разделить на три стадии: предварительное планирование; составление общего плана; разработка программы аудита.

На стадии предварительного планирования аудитор изучает существующую и доступную ему информацию о предприятие-заказчик. Для этого используют материалы, которые сохраняют в постоянном архиве аудиторской фирмы, информацию, полученную от других аудиторских фирм. Для разъяснения спорных вопросов возможен выезд к клиенту по предварительному согласованию перечня вопросов, подлежащих обсуждению. Последовательность работ на стадии предварительного планирования аудита приведены на схеме (рис. 2.22).

Важнейшей составной частью планирования аудита является формирование у аудитора представления о состоянии дел на предприятии. Подробные требования к порядку получения информации о состоянии дел на предприятии приведены в МСА № 310 «Знание бизнеса».

Характер планирования зависит от организационной формы, размера и вида деятельности предприятия, вида аудита, правильного представления аудитора о состоянии дел на предприятии.

Осознание аудитором этого вопроса поможет ему определить события, операции и мероприятия, которые могли бы существенно повлиять на отчетность предприятия и уменьшить риск аудита (общий риск).

Общий план аудита следует разрабатывать настолько подробно, чтобы аудитор имел возможность благодаря ему подготовить программу аудита. В аудиторской программе определяют время проведения каждой конкретной аудиторской процедуры. В свою очередь, программа аудита, ее содержание и размер зависят от размера, вида и специфики предприятия, условий договора на проведение аудита, а также от особенностей методики и техники, которые использует аудитор при проведении проверки.

Разрабатывая общий план, аудитор осуществляет анализ следующих вопросов:

  • • главные факторы, которые имеют влияние на деятельность предприятия;
  • • важнейшие характеристики предпринимательской деятельности предприятия, его организационной структуры, процесса производства, оказания услуг, финансового состояния, а также порядка его