Структура педагогики

Структура педагогики включает взаимосвязанные компоненты: педагогические теории, педагогические системы и педагогические технологии.

Педагогические теории. Теорией называют научное единство знаний, в котором факты, явления и связи между ними подводятся под общие законы и выводятся или объясняются ими. Из определений основных понятий видно, что в педагогике существуют разные подходы к их объяснению, а следовательно, педагогика — это совокупность различных педагогических взглядов и идей, которые могут согласовываться друг с другом, но могут и вступать в противоречие, как, например, авторитарный и гуманистический подходы к воспитанию. По мере изучения курса мы разберемся в некоторых из них.

Педагогическая система — совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Структурные элементы педагогической системы: субъекты и объекты, цели, содержание, формы, методы, средства воспитания и обучения.

Под педагогическими системами https://pedagogika.org понимаются различные учебно-воспитательные, образовательные учреждения, детские объединения и организации, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и виховуваних в процессе реализации целей образования и воспитания. Педагогика не только изучает уже сложившиеся или складывающиеся педагогические системы, но и выводит общие закономерности, признаки и условия, определяющие их как педагогические системы, что позволяет определять, является ли та или иная предлагаемая идея продуманной системой или просто набор слабо взаимосвязанных идей и рекомендаций.

Как работает детектор лжи

Педагогические системы могут быть в масштабах страны (общества), отдельного образовательного учреждения, в рамках учебного предмета, деятельности отдельного преподавателя. Широко известны авторские педагогические системы А. Сек. Макаренко, В. Н. Сороки-Росинского, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковський, В. Ф. Шаталова и др.

Педагогическая технология — понятие и стоящее за ней направление в педагогической науке, которое интенсивно развивается с 50-х гг. XX столетие. Педагогическая технология занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебного и воспитательного процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий. Педагогическая технология служит конкретизацией методики обучения и воспитания. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости учит и воспитательного циклов. В соответствующих разделах учебника мы рассмотрим различные технологии воспитания и обучения и попробуем разобраться, насколько они воспроизводимы и технологические.

Система педагогических наук

Педагогика включает в себя совокупность педагогических отраслей и дисциплин, образующих развивающуюся систему педагогических наук. Основные разделы общей педагогики: основы педагогики, дидактика — теория обучения, теория воспитания, управление образовательными системами.

История педагогики и образования изучает развитие педагогической теории и практики образования, педагогических учений, идей о воспитании и обучении в различные исторические периоды.

Сравнительная {компаративистских) педагогика занимается изучением функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах в современный период путем сравнения и сопоставления.

Вопросами воспитания и обучения в зависимости от возраста — возрастная педагогика — занимаются дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, педагогика средней школы, педагогика высшей школы, педагогика взрослых (андрагогіка).

Развиваются такие педагогические отрасли, как музейная, театральная, инженерная, военная, спортивная, музыкальная, профессиональная педагогика.

Вопросами воспитания и перевоспитания правонарушителей занимается педагогика исправительно-трудовых учреждений (пенитенциарная педагогика).

Свой предмет изучения имеют педагогика дополнительного и профессионально-технического образования.

Проблемами обучения и воспитания детей с физическими и психическими особенностями занимается специальная педагогика, состоящий из тифлопедагогіки — обучение и воспитание слабовидящих и слепых, сурдопедагогики — обучение и воспитание детей с дефектами слуха, олигофренопедагогики — работа с умственно отсталыми, логопедии — педагогика постановки речи у глухих и слабослышащих детей.

Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; проблемы интеграции объединения воспитательных сил общества с целью социальной помощи обездоленным детям и профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Педагогические дисциплины, развиваются как межпредметные, на основе межнаучное интеграции: социальная педагогика, философия воспитания и образования, история педагогики, сравнительная педагогика, социология образования.

Исследованием специфики применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов занимаются частные методики (предметные дидактики).

Кроме того, в систему педагогических наук входят как традиционные, так и новые направления в педагогике.

Традиционные направления — это народная педагогика и религиозная педагогика.

Народная педагогика — исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения. Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс, па формирование национального самосознания у подрастающего поколения, развитие у него понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре.

Религиозная педагогика — педагогика, разрабатывающая вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в традициях той или иной религии: христианства, ислама, иудаизма, буддизма и др.

К новым направлениям можно отнести такие, как гуманистическая педагогика, педагогика культуры, педагогика прав человека, педагогика ненасилия и др.

Гуманистическая педагогика — направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х — начале 60-х гг. XX ст. в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. На Западе наиболее яркие ее представители — К. Роджерс, Г. Барт, Ч. Ратбоун и др. Основная тенденция этого педагогического направления — придать образованию личностно-ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным. Своих целей такая педагогика достигает путем создания эмоционально стимулирующей школьной учебной среды, поощрения инициативы учащихся, установления конструктивных межличностных отношений в классе; разработки образовательных программ, максимально развивающих потенциал и творческие способности учащихся; совместное обсуждение учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки, отказа от использования отметки как формы давления на учащихся. Такое построение педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы — от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся и формирования у них познавательных интересов к достаточно жестким, опирающиеся на устойчивую мотивацию и потребности детей.

Педагогика ненасилия — педагогика, утверждающая принцип ненасилия (т. е. признания ценности человека и его жизни, отрицание принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов) в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Прогрессивная педагогика всегда была пронизана идеями гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности. Педагог, обладающий позицией ненасилия, способен не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчив, уверен в себе, обладает позитивной открытостью, преодолевает собственный эгоцентризм, терпим к чужому мнению и другому человеку, умеет сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения, связанные с ненасильственным действием, положительно оценивает детей, снижает у них уровень напряженности, тревожности и страхов.

Педагогика сотрудничества — направление в отечественной педагогике, в котором в середине 1970-х гг. стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основные положения: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода.

Педагогика культуры — новое направление в педагогике, изучающее значение и специфику организации культурной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспитательной системе.

Педагогика информационная — педагогика, разрабатывающая вопросы управления информационными потоками в современном образовании и введения ребенка в мир информации.

Дородовая педагогика — педагогика, изучающая управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие психики плода. Педагогика дородовая возникла на основе признания того факта, что внешняя среда влияет на развивающийся плод (пренатальное развитие психики).

Антропогогіка — обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути.

Реабилитационная и коррекционная педагогика — комплексная дисциплина, базирующаяся на медицинских, психологических и дефектологических знаниях, что разрабатывает вопросы педагогического воздействия на больного или труднообучаемого и важковиховуваного ребенка и подростка с целью корректирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности. Путем реабилитации, коррекции и компенсации происходит восстановление нормальных целей, механизмов и ресурсов развития ребенка.

Лечебная педагогика — отрасль педагогики, разрабатывающая медицинские и учебно-воспитательные приемы и средства, имеющие целью выправление (коррекцию) характера и личности аномальных и трудных детей. Одним из первых ввел этот термин В. П. Кащенко.

Педагогика рассматривается как наука и как искусство. Когда речь идет о теоретических аспектах воспитания и образования, педагогика выступает как наука. Когда речь идет о педагогической деятельности воспитателя и педагога по воплощению этих теоретических положений на практике, педагогика трансформируется в искусство. В деятельности воспитателя много значит его собственное творчество, вдохновение, импровизация и интуиция, своеобразное педагогическое чутье. Сама деятельность учителя по многим своим аспектам близка к деятельности актера, поэтому элементы театральной педагогики изучают в педагогических заведениях при подготовке педагогических кадров.

Таким образом, педагогика является частью общей культуры человечества. Разрабатываемые ею концепции воспитания и образования имеют научно-педагогическую и общекультурную ценность.