Интегрированная логистика (логистика цепей поставок). • Интегрированная цепь поставок. • Управление цепями поставок. • Фокусное компания. • Прямая цепь поставок. • Расширенная цепь поставок. • Максимальная цепь поставок. • Сетевая структура цепи поставок (логистическая сеть). • Конфигурация сетевой структуры. • Ключевые (основные) участники цепи поставок. • Вспомогательные участники цепи поставок. • Управляемые хозяйственные связи. • отслеживать хозяйственные связи. • Неуправляемые хозяйственные связи. • Связи с субъектами, не входящими в цепь поставок. • Функция логистической координации. • Интеграция бизнес-процессов. • Глобальная оптимизация цепи поставок.
Эволюция концепции управления цепями поставок
Развитие интеграционных процессов в экономике и выход их за рамки основного экономического звена по линиям взаимодействия с бизнес-партнерами в сфере снабжения и сфере сбыта готовой продукции привели к появлению понятия интегрированной логистики, или логистики цепей поставок. Соответственно в управлении интегрированной логистикой выработалось понятие «управление цепями поставок «. — подробнее про управление закупом программы
Термин «управление цепями поставок» был предложен системным интегратором — компанией i2 Technologies и консалтинговой компанией «Артур Андерсен» в начале 1980-х гг. Появление одноименной концепции (supply chain management — SCM) связывают с опубликованием статьи К. Оливера и М . Вебера «Supply chain management: Logistics Catches up with Strategy» в Лондоне в 1982 г
Сначала управление цепями поставок отождествлялось с интегрированной логистикой. Например, Д. Бауерсокс и Дж. Клосс остаются на этой позиции и рассматривают соответствующие аспекты логистики и управления цепью поставок практически как синонимы, считая, что «интеграция логистики преодолевает рамки внутрифирменной координации процессов снабжения, материально-технического обеспечения производства и физического распределения, распространяясь на поставщиков и потребителей» .
Взаимодействие функциональных сфер предпринимательской логистики и их связь с деловым окружением бизнеса подчеркивает термин «интегрированная цепь поставок». Его содержание характеризуют последовательно построены: цепь поставок, внутрипроизводственная цепь и цепь поставок предприятия. С точки зрения системной организации логистики, интегрированная цепь поставок — это прежде всего совокупность хозяйствующих субъектов: поставщиков, производителей, потребителей и посредников, которые находятся в хозяйственных связях и объединенных участием в едином воспроизводственном цикле товара (услуги).
По мере развития концепции управления цепями поставок происходит разделение понятийно-смысловых категорий и отдельных терминов между логистикой и SCM. Но определению Европейской логистической ассоциации, SCM — управление цепью поставок — это интегральный подход к бизнесу, раскрывающий фундаментальные принципы управления в логистической цепи, такие как формирование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управления ресурсами, реализация поддерживающих функций, систем и процедур .
В процессе эволюции понятийный аппарат концепции управления цепями поставок существенно изменился. В 1980-х гг. в странах с развитой экономикой во многих отраслях сложилась ситуация, при которой традиционные методы управления бизнесом, которые работают в направлении достижения экономии текущих затрат, практически исчерпали свой ресурс. Для поддержания конкурентоспособности появилась необходимость в новых подходах, один из которых предложила концепция управления цепями поставок. Она выдвинула и обосновала идею координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, которые взаимодействуют в бизнесе.
Освоение концепции и становления практики управления цепями поставок определяются переходом от управления хозяйственными связями к управлению логистическими цепями, в частности, от управления хозяйственными связями по поставкам к управлению интегрированными цепями поставок. Об этом говорит тот факт, что «хозяйственные связи подчиняются общей логике процесса материально-технического обеспечения, выраженной последовательностью этапов взаимодействия — от поиска партнеров до выполнения договорных обязательств и удовлетворения интересов каждого из них» [4] . Первыми практику освоили зарубежные компании, реально осознали, что эффективное управление цепями поставок — следующий шаг, который им необходимо сделать для повышения своей конкурентоспособности.
К настоящему времени в развитии концепции управления цепями поставок отразились четыре этапа (табл. 8.1).
Этап I. Зарождение теории SCM ( 1980-е гг.) • На этом этапе развития понятия «управление цепями поставок» скорее было новым модным термином, по своему содержанию мало чем отличался от понятия «логистика». Концепция SCM на тот момент имела сходство с расширенным толкованием интегрированной логистики и почти полностью ею определялась. Д. Уотерс по поводу соотношения двух понятий отмечал, что «это скорее вопрос семантики, а не реальности
Таблица 8.1
Эволюция концепции управления цепями поставок
этап | период | характеристика |
I. Зарождение теории SCM | 1980-е гг. | Возникает необходимость в новой концепции управления бизнесом как идеи координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, находящихся во взаимодействии. Понятие «управление цепями поставок» по своему содержанию лишь незначительно отличалась от расширенного толкования интегрированной логистики |
II. Отделение теории от логистики SCM | Первая половина 1990-х гг. | Происходит обособление теории SCM от логистики, появляются самостоятельные исследования цепей поставок как объекта управления, а также областей использования отдельных концепций общего и функционального менеджмента в практической деятельности. Делаются попытки разграничения понятийных аппаратов. Возникает необходимость в систематизации применяемых понятий и терминов логистики и управления цепями поставок |
III. Формирование классической концепции SCM | Вторая половина 1990-х — начало 2000-х гг. | Четко обозначается различие между интегрированной логистикой и управлением цепями поставок, функции контроллинга и координации при управлении товарным потоком закрепляются за понятием «управление цепями поставок». Основные направления исследований сосредотачиваются на процессах интеграции и созданию стратегических партнерских отношений, а также обеспечение контроля движения товарных потоков и информационной координации, согласования действий участников цепи. Комплекс накопленных теоретических знаний и практического опыта формируют учебные курсы по новой дисциплине |
IV. Современный этап развития концепции SCM | Вторая половина 2000-х гг.
и дальше |
Происходит еще более углубленное изучение теории и практики управления цепями поставок и их адаптация под разные рынки. Современная практика управления цепями поставок акцентируется на внутрифирменного планирования и оптимизации ресурсов при построении взаимоотношений между фокусной компанией и остальными участниками цепи поставок |
них различий … оба термина относятся к одной и той же функции «.
Логику толкования концепции управления цепями поставок того времени можно сформулировать следующим образом. Хозяйствующие субъекты формируют цепь поставок, через которую проходит сквозной материальный поток, который является объектом управления цепью поставок с целью оптимизации параметров потока на выходе. Для достижения общей цели все субъекты — участники цепи действуют координированно. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами вследствие улучшения значения параметров системы в целом.
Таким образом, управление цепы поставок подразумевало использование логистического подхода для координации действий всех звеньев системы, то есть фактически была востребована концепция логистики для организации бизнеса в производственно-коммерческой сфере.
Этап II. Отделение теории SCM от логистики (первая половина 1990-х гг.). Как самостоятельная научная идея концепция управления цепями поставок определилась в 1990-и рр. В это время происходит обособление теории управления цепями поставок, начинают развиваться самостоятельные теоретические исследования в этой и смежных отраслях знаний. Делаются попытки выявить сущность и содержание управления цепями поставок как науки, а также областей использования концепции в практической деятельности. С возникновением идеологии SCM происходит разделение логистики и SCM в качестве самостоятельных терминов, а также как понятийно-смысловых категорий. Появляется потребность в систематизации применяемых понятий и определений логистики и управления цепями поставок. Начинается поиск разумной организации базовой лексики логистики и SCM, которая позволила бы определить классы взаимосвязанных понятий и учесть все разнообразное и неоднородное множество терминов, применяемых в этих областях знаний. Для единообразного толкования основных терминов и понятий особое значение приобретает проблема стандартизации терминологии в логистике и SCM, которой занимаются несколько зарубежных организаций, в частности Европейская логистическая ассоциация ( European Logistics Association) и Совет профессионалов в области управления цепями поставок ( Council of Supply Chain Management Professionals) .
Этап III. Формирование классической концепции SCM (i вторая половина 1990-х — начало 2000-х гг.). На этапе формирования классической концепции уже было четко обозначено различие между интегрированной логистикой и управлением цепями поставок. Прежняя координирующая роль логистики и сквозное управление материальными потоками в цепи поставок становятся прерогативой SCM, функции контроллинга и координации при управлении материальным потоком также закрепляются за понятием «управление цепями поставок». Логистика же трактуется как функционал контроллинга и оптимизация всех видов деятельности, связанных с движением товаров, то есть фокус переводится на операционную деятельность (транспортировку, складирование, грузопереработку, перевалку и т.п.), а также размещения логистических и производственных мощностей [6] .
Стремительное развитие концепции потребовало серьезных прикладных исследований в различных отраслях и на различных региональных рынках. Накопленные теоретические знания и практический опыт были положены в основу формирования учебных курсов по новой дисциплине. На этом этапе идеология управления цепями поставок начинает развиваться и как самостоятельная концепция, и как функциональная область менеджмента, коммерции, маркетинга и логистики. Основные направления исследований сосредотачиваются на процессах интеграции и формировании стратегических партнерских отношений, а также использовании процессного подхода, изучении основных функций компаний в разрезе бизнес-процессов. Особое внимание при этом было уделено развитию процессов обеспечения синхронизации товарных потоков, а также активизации коммуникаций между звеньями и информационной координации действий.
Этап IV. Современный этап развития теории SCM ( середина 2000-х гг. И дальше). Происходит еще более углубленное исследование управления цепями поставок и как концепцию, и как функциональной области деятельности, а также адаптация концепции под разные рынки. Концепция SCM направлена на решение задач интегрированного управления функциональными областями логистики и координации логистического процесса фирмы. Накопленный практический опыт анализируется и затребуется компаниями для повышения своей конкурентоспособности. Особое внимание уделяется развитию информационных технологий с использованием инженерно-технических инструментов, основанных на применении идеологии управления цепями поставок в реальном времени. Практика управления цепями поставок акцентируется на внутрифирменного планирования и оптимизации ресурсов и приобретает ключевое значение в построении перспективных взаимоотношений фокусной компании с участниками цепи поставок. Все это требует дальнейшего развития научных исследований в областях, связанных с SCM, создание новых релевантных концепций.
В настоящее время управление цепями поставок как концепция SCM является одним из эффективных способов увеличения прибыли и доли рынка и активно внедряется в экономике промышленно развитых стран. Много крупных компаний, в том числе и российские, осваивают принципы SCM, как новую идеологию бизнеса. Обеспечения и развития стратегических преимуществ логистики как за рубежом, так и в нашей стране способствуют общенациональные координирует органы — Европейская логистическая ассоциация и Совет профессионалов в области управления цепями поставок. В Российской Федерации в роли координаторов в настоящее время выступают: Национальная логистическая ассоциация России (НЛА), Национальный совет по цепям поставок.
Назначение этих организаций состоит в том, чтобы:
- • разрабатывать предложения и дополнения в законодательные и нормативно-правовые акты РФ в части, касающейся логистики, так как в настоящее время в нашей стране отсутствует законодательство в области логистики;
- • устранять барьеры, имеющиеся в налоговом, таможенном, транспортном законодательстве РФ, которые препятствуют эффективному использованию стратегического потенциала логистики;
- • формировать интегрированные логистические системы, охватывающие различные сферы предпринимательства, создавать межрегиональные и международные интегрированные логистические транспортные, торговые и информационные системы.
Национальная логистическая ассоциация России — это общественная организация, учредителями которой выступили: Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Российская ассоциация бизнес-образования и Ассоциация экспедиторов Санкт-Петербурга. Миссией НЛА является становление и укрепление логистики в России как нового научного и практического направления, способствующего социально-экономическому развитию хозяйствующих субъектов, отраслей экономики и страны в целом, а также повышению благосостояния граждан. Среди основных задач организации провозглашены:
- • анализ зарубежных теоретических исследований и практического опыта в области логистики с целью их адаптации и внедрения в России;
- • разработка предложений и дополнений в законодательные и нормативно-правовые акты РФ в части, касающейся логистики;
- • координация деятельности предприятий, организаций и учреждений, занятых исследованиями в области проектирования, построения и обеспечения функционирования систем логистики; обмен передовым опытом применения логистических разработок в Российской Федерации и за рубежом;
- • организация и участие в процедуре сертификации специалистов по логистике согласно российских и международных требований и стандартов.
Национальный совет по цепям поставок — это общественная организация в форме некоммерческого партнерства, открытого для всех участников рынка (промышленные предприятия, поставщики продукции и услуг, в том числе государственные транспортные и логистические компании, финансовые и кредитные организации, страховые организации, некоммерческие ассоциации и центры, консалтинговые фирмы, образовательные учреждения). Основная цель ее деятельности — содействие освоению стандартов управления цепями поставок в практике реального бизнеса Российской Федерации и странах СНГ. Миссия Совета по цепям поставок заключается в разработке, развитии и распространении модели цепи поставок как основы общероссийского межотраслевого стандарта управления цепями поставок, объединяющего лучшие мировые и национальные практики. Модель цепи поставок определяет общую концепцию цепей поставок, стандартную терминологию, систему измерений и оценок логистической деятельности, обобщает лучшие практики, является процедурной моделью для внедрения логистического программного обеспечения, выполняет интегрирующую функцию при построении как внутренне, так и межкорпоративных цепей поставок.
Растущая глобализация, развитие внешнеэкономических взаимодействий позволяют использовать мировой опыт на практике. Много зарубежных компаний, расширяя географию цепей поставок, рассматривают территорию РФ в качестве рынков сбыта готовой продукции, а также базы для размещения производственных мощностей по ее изготовлению для включения в собственный цепь поставок, привлекая, таким образом, российских партнеров в процесс мировой интеграции бизнеса.
Пример
Россия вслед за другими странами Восточной Европы постепенно втягивается в орбиту глобальной логистики. В этом ей помогают обильные капиталовложения из различных источников. Рынок российской логистики в последние годы становится все более привлекательным для иностранных инвесторов: об этом можно судить по крупным зарубежным инвесторам, которые пришли в Россию. Это, например, британские фонды Fleming Family & Partners и Raven. Кроме всего прочего, учитывается и то обстоятельство, что в России средние сроки окупаемости проектов составляют 7-8 лет и меньше.
Пример
Компания Castorama входит в состав британской группы компаний Kingfi sher. Это первая в Европе и третья в мире сеть гипермаркетов товаров для дома и ремонта формата DIY — Do It Yourself ( «Сделай сам»). Группа Kingfi sher — это более 770 магазинов в Европе и Азии. Основные ритейл-бренды компании Kingfi sher — Castorama, Brico Depot, Screwfix и B & Q. Гипермаркеты Castorama завоевали свою популярность в Европе благодаря широкому ассортименту продукции высокого качества, низким ценам и системе обслуживания, построенной на принципе профессиональной консультации. Первые европейские магазины под брендом Castorama открылись в 1969 г На сегодняшний день Castorama — это 98 гипермаркетов во Франции, 27 в Италии, 37 — в Польше, семь — в России. Castorama в России начала свою работу в 2005 г На данный момент открыты и успешно функционируют гипермаркеты в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Омске и Краснодаре. Компания планирует дальнейшее открытие около пяти-семи гипермаркетов ежегодно в крупнейших российских городах. Миссия Castorama — помочь покупателям сделать свои дома совершеннее и комфортнее, преобразовать трудоемкий и затратный процесс ремонта и обустройства в интересное, доступное каждому увлечение. Цель Castorama — стать номером один на российском DIY-рынке.
В 2005 г компания Castorama RUS организовала офис в Москве со штатом всего 10 человек. Сотрудники фирмы занимались открытием первого гипермаркета в Самаре, активно проводят переговорные сессии с поставщиками и осуществляют все необходимые организационные действия по costart-up проекта в России.
Основная задача руководителя и единственного сотрудника Supply Chain Department — разработка стратегии SCM и внедрение проекта. Так как компания Castorama является частью группы компаний Kingfi sher, то она имеет возможность применять ее наработки и опыт, мощности и технологии, процедуры и т.д. В виде основы SCM в Castorama было принято решение использовать опыт компании B & Q в Англии. Компания S & Q — это 320 магазинов, 40 000 товаров и 650 поставщиков; компания использует восемь региональных центров для консолидации грузов и пять дистрибутивных центров. Преимуществами SCM в В & О стали: централизация управления, активное использование аутсорсинга, система распределения товаров, категорийный менеджмент и информационное обеспечение.
За 2006-2007 гг. компания Castorama открыла в общей сложности пять гипермаркетов. На основании имеющейся концепции передачи бизнес-процессов на аутсорсинг Castorama подписала контракт с логистическим оператором на предоставление услуг ответственного хранения. Кроме прямой поставки товара в магазины, поставщики в России начали осуществлять доставку товара по принципу «кросс-докинг» через распределительный центр Castorama. Управление товарными запасами и размещение заказов поставщикам возложенные на Buying Department. Однако развитие компании привело к тому, что структура планирование и формирование заказов поставщикам (как импортным, так и российским) была изменена. В каждом из гипермаркетов был организован Ordering Department, в задачи которого входит: отслеживание и контроль стока на складах гипермаркетов, планирование и прогнозирование продаж, размещение заказов у поставщиков с учетом транзитного времени.