Значительную помощь учителям в самообразовании предоставляет методическая литература. Такой литературой обеспечивает издательство «Родная школа» и другие. издательства. Если проанализировать методическую литературу для учителей, то нетрудно установить, что она может иметь различную направленность. В зависимости от этого ее легко разделить на несколько групп, что, в свою очередь, упрощает обзор литературы, потому что можно не говорить о каждую книгу, а достаточно остановиться лишь на некоторых из них.
Методическую литературу условно разделяют на три группы.
К первой группе предстоит литература, в которой изложен фактический материал, который изучается в процессе трудового обучения. Конечно, преподают его гораздо шире и глубже, чем отражено в школьных пособиях, потому что учитель должен знать гораздо больше, чем ученики. К сожалению, можно встретиться с такими фактами, когда учителя готовятся к занятиям только за школьными пособиями. Это недопустимо. В школьном пособии определено, с чем надо ознакомить учеников, однако некоторые из них , работая в кружках и изучая научно-популярную литературу, имеет значительно больший объем знаний. Учитель должен это учитывать и быть готовым к ответу на вопросы, выходящие за пределы учебной программы. Именно в этом должен помочь ему литература, в которой освещены фактический учебный материал. Кстати, методична література для вчителів доступна на страницах нашего специализированного сайта.
Примером такой литературы может быть книга «Основы технологии обработки металлов и элементы электротехники» (под ред. Л. А. Пивоварова. К.: Советов. шк., 1977). Журнал «Трудовая подготовка в учреждениях образования» систематически помещает материалы о достижениях в области науки и техники, которые могут быть использованы учителями трудового обучения.
Вторую группу составляет литература, в которой содержатся советы по проведению занятий. Такие советы представлен в виде поурочных методических разработок или же в виде рекомендаций, касающихся учебных тем, разделов, предусмотренных школьной программой в целом.
Издательство «просвещение» выпустило методические пособия в виде поурочных разработок, в том числе для уроков технического труда в IV, V, VII классах и трудовому обучению в старших классах: «Занятия по техническому труду в 7 классе» (в ред. Д. А. Тхоржевського. К.: Советов. шк., 1979); Занятия по техническому труду в 6 классе» (в ред. Д. А. Тхоржевського. К.: Советов. шк., 1984); Занятия по техническому труду в 5 классе» и «Занятия по трудовому обучению в 5 классе» (в ред. М. Г. Чумака, В. А. Матрохіна. К.: Советов. шк., 1989) и др., которые сейчас массово издаются разными издательствами.
Указанные и подобные им пособия характерны тем, что раскрывают содержание занятия, определяют тему, цель и его ход. Учитель узнает здесь о том, как нужно использовать оборудование, которые целесообразно поставить перед учащимися вопросы для повторения, в какой последовательности излагать теоретические сведения, как контролировать самостоятельную работу учащихся и др.
Иногда можно услышать, что поурочные методические разработки выдавать нецелесообразно, ибо они слишком регламентируют действия учителя, не оставляя места для его творчества. Такая мысль неверна. Большинство учителей трудового обучения требуют подробных рекомендаций. Если же учитель хорошо подготовлен, то он может самостоятельно проанализировать представленные в пособиях рекомендации и руководствоваться только теми, которые он считает целесообразным для применения в конкретных условиях.
Самой многочисленной является третья группа методической литературы, посвящена рассмотрению отдельных задач, решаемых в процессе трудового обучения. Такие задачи отображаются в самих названиях книг. Назовем некоторые из них: Д. А. Тхоржевский, В. Г. Гетта «Проблемное обучение на уроках труда». — К.: Высшая школа, 1980. В этих книгах авторы рассматривают вопрос глубже и прослеживают за их решением в течение всего периода трудового обучения в школе.
Значительную роль в самообразовании учителей должны играть научно-методические журналы «родная школа», «Путь образования», «Трудовое обучение в школе» и др. Учителям нужно следить за этими журналами и пользоваться представленными в них советами.
Однако наибольшего внимания заслуживает журнал «Трудовая подготовка в учреждениях образования», который выдается специально для учителей трудового обучения и черчения. Журнал охватывает все основные разделы работы, связанные с трудовым обучением, черчением, трудовым воспитанием, профориентации в школе. Здесь рассматриваются вопросы методики проведения занятий в процессе технического, сельскохозяйственного и обслуживающего труда, внеклассной и внешкольной работы, подготовки педагогических кадров, приводятся рецензии на книги по трудовому обучению, освещается опыт трудового обучения в зарубежных странах, рассказывается об энтузиастов трудового обучения.
Вопросы на закрепление и усвоение учебного материала.
1. Перечислите основные функции учителя:
а) ___; б) ___; в) ___; г) ___; д) ___ .
2. О какие умения учителя идет речь :
а) выполняют ориентировочные функции, они будто опережают практические действия учителя. Их назначение — построение образа конечного результата деятельности и составления плана действий по достижению поставленной цели;
б) это умения, которые позволяют общаться, обмениваться опытом, информацией и на этой основе налаживать педагогически-целесообразные отношения.
3. Перечислите основные элементы профессиональной культуры учителя трудового обучения.
4. Установите соответствие между функциями и умениями учителя:
Функции учителя | Умение учителя |
А) организационные; Б) технические; В) конструктивные; Г) коммуникативные; Д) познавательные. | 1) умение с планирования содержания будущей деятельности; 2) умение сближать точку зрения свою и собеседника, управлять общением, вносить необходимые коррективы; 3) умение задавать работу, распоряжаться; 4) умения, которые позволяют учителю готовить учащихся к работе с техникой; 5) позволяют четко формулировать цели деятельности, решать педагогические задачи и тому подобное. |
5. К организационным умениям относятся (правильный ответ отметьте знаком «+»):
а) задавать работу, распоряжаться;
б) осуществлять контроль за выполнением дела;
в) подводить итоги и оценивать их.
г) эти умения выполняют исполнительские, корректировочные и частично заключительные функции.
д) умения по планированию содержания будущей деятельности.