Если моря и океаны начали дальние морские путешествия, то именно реки были теснее связаны с источниками туризма. Вместе с торговцами и воинами по рекам путешествовали паломники, студенты, ученые, писатели, многие из которых оставили нам «записки» с описанием этапов пути, результатов наблюдений за природой, животным миром, населением. Реками первопроходцы и колонисты проникали вглубь континентов, осваивали новые пространства. Так, прославленная Дж. Лондоном г. Юкон была важным путем на Клондайк для золотоискателей на Аляске. Реки имеют и культовое значение в религиях мира и для многих народов. Например, в христианстве исторически крещение происходило в реке. Прогулки по рекам и каналам сегодня можно осуществить арендовав теплоход, яхту или катер на teplohodspb.ru
Именно таким способом киевский князь Владимир крестил в Днепре жителей древнего Киева в 988 г., о чем свидетельствует соответствующий памятник в Киеве на Днепровских склонах. Сейчас тысячи туристов христианской конфессии посещают реку Иордан в Израиле с целью омовения в водах святой реки. В местечке Ярденит происходит коллективный или индивидуальный обряд крещения. В религии индуистов священной рекой Ганг считается, а священным городом Варанаси (Варапай), связано с тремя божествами — Брахмой, Вішною и Шивой. Ежегодно до города заїжджаються сотни тысяч паломников, чтобы смыть грехи в священных водах Ганга. Интересно, что часть библейских сюжетов тоже связаны с водой и лодками.
На Галилейском море (озеро Кинерет) в Израиле туристам предлагают часовую прогулку на моторной лодке из Табхи в Ярденит или Тверию. Круиз по Нилу — элитная путешествие, доступна лишь состоятельным туристам (как от времен древних римлян, так и ныне). В середине XIX века. организовали экскурсии на лодках по реке Темза (Англия). Для отдыхающих в прибрежных поселениях построили соответствующую «инфраструктуру» — аттракционы, таверны, гостиницы. Одновременно на Североамериканском континенте туристическая компания «Америкен Экспресс» осуществляла экскурсии по реке Миссисипи на легендарном речном колесном пароходе «Missisipi Queen» (англ. Королева Миссисипи). Речные путешествия в конце XIX века. стали настолько популярными, что начали так называемую «челночную литературу», место действия которой — речные круизы.
Речной пассажирский транспорт и сегодня остается важным средством передвижения на местных регулярных маршрутах, где широко используют речные многопалубные теплоходы, скоростные суда (на подводных крыльях), специальные плоскодонные корабли с водотурбінними двигателями для мелководья, судна на воздушной подушке. Вместе с тем, с развитием сети автодорог и железных дорог, авиационного транспорта перемещения пассажирских потоков реками потеряло свои преимущества во многих странах и регионах, но значение речных круизов в туризме неизменно сохранилось. Речные и озерные круизы и сейчас имеют спрос в странах и туристических регионах, где е судоходные реки и крупные озерные системы . На специальных лодках туристы путешествуют заболоченными пространствами, например, знаменитыми заповедными болотами Флориды (США).
Достаточно протяженные внутренние водные пути имеет Западная Европа. Это реки Дунай, Рейн, Рона, Сена, Эльба, Одер, Маас, Шельф и другие, которые соединены сложной системой каналов, что создает благоприятные условия для круизных путешествий. Наиболее популярные маршруты Рейном и его притоками (Мозель, Майн, Неккар, Везер), а также Амстердам — Базель, Амстердам — Страсбур, Пассау — Будапешт, Амстердам — Бремен, Гамбург — Бремен , Гамбург — Щецин и др.
Основной вид судов — корабли с низкой надводной и подводной частями, что позволяет проходить по мелководью и под мостами. Средняя вместимость таких судов 100-150 пассажиров. Корабли вроде «плавающий отель», как правило, относятся к категории четырех -, пятизвездочных, а уровень обслуживания не хуже, чем на морских круизных лайнерах. Тарифы на речные круизы по Западной Европе слишком высокие. Например, недельная поездка Рейном за двухместное размещение стоит 1300 долл. США, а в каюте «люкс» — 2500 долл. США. Большой спрос в Европе имеют речные круизы по Дунаю через семь стран. Навигационный период составляет семь месяцев. В связи с мелким фарватером на некоторых участках (Будапешт — Вена) используют небольшие комфортабельные речные суда, рассчитанные на 100-150 пассажиров.
Особое внимание следует обратить на водные ресурсы Финляндии, где насчитывается 188 тыс. больших и малых озер с 56 портами и причалами. Водный туризм обслуживается маломерным флотом (100-200 пассажиров). Часть судов для туристических перевозок реконструирована в стиле ретро (колесные суда, паровые и тому подобное). Навигация открыта 250 дней в год. Самые популярные в Финляндии регулярные туристические, чартерные и пикниковые рейсы.
Увлекательными туристическими маршрутами остаются и сейчас круизы по Нилу, освоенные еще 100 лет назад. На данном маршруте эксплуатируют 250 теплоходов, из которых 105 — высококомфортабельные пятизвездочные лайнеры. Туристы во время таких круизов совмещают отдых на воде с содержательными береговыми экскурсиями.
Большие возможности для круизного туризма имеет Россия с ее мощной системой рек. В европейской части России самыми популярными являются речные круизы по Волге, а также кольцевой круиз с посещением городов Золотого кольца (Ярославль, Кострома, Углич, Муром, Нижний Новгород и др.). В летний сезон популярен круиз Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург, что длится девять дней. В азиатской части России речные круизы осуществляют на реках Обь — Иртыш (12-дневные маршруты Омск — Ханты-Мансийск — Омск, Сургут — Салехард — Сургут, Омск — Сургут — Омск), Енисей (10-дневный круиз Красноярск — Дудінка — Красноярск), Амур («детский» 18-дневный круиз и «взрослые» маршруты Хабаровск — Николаевск — Хабаровск, Благовещенск — Николаевск — Благовещенск), а также на озере Байкал (на больших теплоходах и катерах). Туристическое агентство «Дюла — Сибирь» и авиакомпания «Сибавіатранс» организовали комбинированный круиз на Северный полюс, при этом часть пути туристы преодолевают на комфортабельном теплоходе (Красноярск — Хатанга — остров Средний — Ледовый аэродром), затем самолетом Ан-74 или вертолете Мн-8 до Северного полюса.
Относительно Украины, то осуществлять полноценные речные круизы можно только одной рекой — Днепром. Регулярное судоходство по всему Славутичу стало возможно 60 лет назад, когда начали работать днепровские шлюзы и водный транспортный путь Киев — Херсон — порты Черного моря. Сейчас в
Украине происходят внутренние круизы по Днепру (с 1959 г.) и международные — Дунаем. В современной практике судовладельцы (пароходства) предоставляют теплоход во фрахт украинским турфирмам, через иностранных партнеров набирают на суда туристов. Организационные особенности данного вида туризма заключаются в том, что договор между пароходством и турфирмой следует подписать до 30 декабря текущего года, после чего турфирма получает право реализовывать путевки на круизные рейсы. После составления расписания туркомпании предоставляют график движения теплохода, на основе которого формируют схему экскурсионного обслуживания. Перед началом навигации специальная комиссия принимает судно, о фиксируют в акте. Работники на круизных теплоходах не внештатные, поэтому их принимают на работу заблаговременно с той целью, чтобы они могли выполнять все необходимые подготовительные операции. Речной туризм предполагает также экскурсионные и прогулочные рейсы, которые в основном осуществляют судна портового флота в пригородных зонах.
По оценкам киевских туроператоров за последние пять лет спрос на речные круизы вырос почти вдвое. Причем большинство кают занимают иностранные туристы, которые давно признали преимущества такого отдыха. Большинство путешествий Днепром начинаются в Киеве и проходят вниз по течению до Черного моря. Совершают такие круизы на современных комфортабельных речных лайнерах: например, на теплоходе «Принцесса Днепра» есть четыре палубы и 152 каюты, в которых могут разместиться 320 пассажиров. Хотя его спустили на воду еще в 1976 г., в 2002 г. полностью реконструировали. Как правило, туристы в конце круиза прибывают в Одессу, по дороге посетив крымских портов. Но турагентства предлагают также круизы в Стамбул, болгарских и румынских портов. Стоимость одного места в круизе включает размещение в каюте соответствующей категории, трехразовое питание, постельные принадлежности, экскурсионное обслуживание. К услугам туристов рестораны, бары, дискотеки, солярии, но за отдельную плату. Путешествие по Днепру продолжительностью 10 дней стоит минимум 600 долл. США (место в четырехместной каюте на нижней палубе). Во время круиза его участникам в Запорожье показывают казацкое конное шоу, в Херсоне везут в дельту Днепра на пикник в традиционном рыбацком селе. Туристам не рекомендуют выбирать каюты на нижних палубах, где иллюминаторы размещены на уровне воды, лучше — панорамные окна в каютах верхних палуб. Также стоит уточнить, как расположены кровати в каюте — в линейном порядке или ярусному (двухэтажные).
Но в спектре речных круизов, что предлагают киевские турфирмы, е один досадный момент: или путешествуй по окрестностям Киева, или покупай поездку к Черному морю. Чтобы организовать путешествие по собственному маршруту, следует обратиться в фирмы, которые предлагают аренду теплоходов. Главное преимущество круизов на арендованном судне заключается в том, что их участники не зависят от графика, что исключает опоздания туристов и дает возможность останавливаться (причалить) в желаемом месте. Аренда теплохода вместимостью около 25 человек стоит 50 долл. США за час (данные на лето 2007 г.). Туристам предлагают закрытую палубу для банкета, открытую прогулочную палубу, бар, камбуз (кухня), спальную комнату, туалет. На таких судах в основном осуществляют однодневные круизы в окрестностях Киева — до островов с историческими названиями Ольгин и Муромец (вниз по Днепру) и Большой (на Десне). Однако киевские фирмы предлагают также трех — и пятидневные туры по маршруту Киев — Канев — Черкассы — Переяслав-Хмельницкий — Киев. Стоимость аренды на три дня — 1800 долл. США. Совершают такие круизы в основном корпоративные клиенты.
Возможны круизы по Днепру на яхте, на борт которой принимают семь пассажиров. Стоимость за час 50 грн, за день — 500 грн. Но этот вариант уже подобный речных прогулок и экскурсий, которых на Речном вокзале Киева предлагают множество — от самой короткой одночасовой прогулки вдоль берегов Днепра (маршрут Речной вокзал — мост Патона) к четырехчасовой — «плавание» на Киевское море.
Во второй половине XX века. одним из популярных видов городского транспорта в Киеве были так называемые речные трамвайчики (небольшие пароходы), с помощью которых можно было быстро добраться на Осокорки или до Русановских садов. Сейчас речной транспорт в столице Украины выполняет исключительно туристическо-развлекательные, в том числе круизные функции.