Высшее образование в условиях современности

Современное общество и государство сложно представить без должного внимания к образованию и науки, которые являются важным двигателем общественного прогресса и экономических, социальных и правовых сдвигов. Образование и наука являются ключевыми факторами, влияющими на уровень и качество жизни граждан. Поэтому ведущие государства мира двигаются путем максимального содействия развитию образования и науки, в том числе высшего образования.

С развитием высшего образования здесь тесно связано состояние молодежной политики в государстве, в том числе доступ молодежи к высшему образованию. Эффективная молодежная политика, по нашему убеждению, это: высокий уровень жизни в государстве; доступ молодежи к среднего и высшего образования, здравоохранения, рынка труда и других сфер жизни; развитие физической культуры и спорта; доступ молодежи к организации бизнеса.

С провозглашением независимости Украинским государством было заложено начало развития национального высшего образования. Внимание молодого государства до образования имела вполне закономерный характер как к составляющей образованности населения, возможных потенциальных реформ. Уместно отметить, что при советской эпохи на территории Украины было организовано ведущие образовательные и научные центры. Они стали флагманами развития образования и науки. Также в течение периода независимости возрождаются и развиваются старые образовательные и научные центры. Такими центрами стали Национальный университет «Острожская академия» (1576), Национальный университет «Киево-Могилянская академия» (1615г.), которые возродили и углубили лучшие образовательные традиции и стандарты. Достаточно новаційно в Украине развивается Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, ряд других ведущих высших учебных заведений (далее — ВУЗОВ), которые развивают и совершенствуют стандарты высшего образования, постепенно интегрируются в мировое сообщество. Однако, несмотря на то, что в течение всего периода независимости в Украине активно формировались и развивались ВУЗОВ, они не стали производительным двигателем экономических, социальных и правовых реформ.

Главным образом это связано с тем, что государство не стимулировало развитие качественных, инновационных, исследовательских образовательных центров, не приобщала их к очевидных и закономерных реформаций. Это же касается результатов диссертационных, монографических исследований, которые сегодня не востребованы для реформ, в то же время наука продолжает быть в «немилости» у общества и государства. ВУЗЫ развивались и развиваются без учета потребностей общества и государства. В отличие от ведущих демократий мира, где образование и наука находятся в поле зрения государственных политик и стратегий, в Украине такой подход отсутствует. К тому же не все ВУЗЫ должное внимание уделяли качеству образования, взаимодействия с работодателями, качественным теоретико-практическим методикам.

Несмотря на то, что в последнее время звучит критика относительно количества ВУЗОВ, представляется, что этот вопрос является дискуссионным. Очевидно, что государство в этой ситуации должна была бы обращать больше внимания повышению требований к качеству образования, мотивации ВУЗОВ, студентов и научно-педагогических работников.
Следует заметить, что в течение 1993-2006. в Украине происходило внедрение разных независимых форм оценивания поступающих в ВУЗЫ. В 2006 г. внешнее независимое оценивание (далее — ВНО) было введено в системе общего среднего образования. Бесспорно, ВНО стало важным шагом к преодолению коррупции в образовании, организации равных условий поступления в ВУЗЫ. В то же время безоговорочное внедрение ВНО в системе среднего и высшего образования представляется дискуссионным, особенно по гуманитарным наукам. К тому же, без качественной и системной реформы среднего образования комплексная реформа высшего образования невозможна.
Значительные надежды на качественное и системное реформирование высшего образования связанные с принятием Верховной Радой Украины еще 01.07.2014 г. Закона Украины «О высшем образовании». Несмотря на всю его позитивную и конструктивную направленность, он не стал законодательным локомотивом качественных реформ. В то же время инициированы новации в высшем образовании, которые призваны развивать ее в міжнародноінтеграційному направлении, привели к определенной тенденциозности. Поэтому представляется целесообразным обратить внимание на ключевые проблемы. Во-первых, высшее образование не является в полной мере доступной, в частности для молодежи, участников АТО, людей с инвалидностью и тому подобное. Организация и проведение ВНО часто граничат с соблюдением основополагающих прав человека, образовательных потребностей отдельных категорий социально уязвимых групп населения. Недостаточно убедительным представляется введение ВНО при поступлении на обучение за средства физических и юридических лиц в магистратуру. Значительная часть талантливой молодежи выбирает зарубежную высшее образование, учитывая более гибкие правила поступления, образовательного процесса, более благоприятные условия доступа к рынкам труда других государств. Поэтому уместным является тезис, что наше государство фактически спонсирует высшее образование Польши, Чехии, Словакии и тому подобное. Во-вторых, законодатель не мотивирует инновационное развитие ВУЗА, партнерство с бизнесом, работодателями, институтами, внедрение гибких методик преподавания, интеграцию в международной образовательной сообщества. В-третьих, современное высшее образование требует надлежащей мотивации студентов качественных знаний. Так называемая лекционно-семинарская модель требует коренных изменений в пользу практико-ориентированной модели образования, где будут доминировать практические занятия, лабораторные работы, стажировки и прочее. В-четвертых, отсутствие мотивации научно-педагогических работников. Кроме достаточно низких социальных стандартов и гарантий, в частности оплаты труда, в системе высшего образования на научно-педагогических работников полагается дополнительно знание иностранного языка (уровень В2) и публикаций в отдельно взятых наукометрических базах Scopus, Web of Science (которые преимущественно рассчитаны на технические и естественные науки). Императивный характер имеют такие требования для научно-педагогических работников, которые получают ученые звания доцента или профессора. Поэтому часто перед преподавателями стоит выбор или совершенствовать профессиональные знания, или же изучать иностранный (знание соответствующего уровня, как правило, требует специального образования и практики до пяти лет) или же собирать средства на иностранные публикации. Уместно отметить, что такие требования было критически оценено в ряде судебных решений (например, решение Окружного административного суда города Киева от 07.09.2016 г.), однако их в полной мере не выполнено. При этом не понятно, почему исследователь может выбирать другие наукометрические базы. При таких обстоятельствах талантливая молодежь, преподаватели не видят своего профессионального будущего в Украине, а ищут в других государствах. Образовательная, научная миграция является не менее угрожающей, чем трудовая. Хочется вспомнить слова известного классика Тараса Григорьевича Шевченко — «И чужому научайтесь, Й свого не цурайтесь. Бо хто матір забуває, Того Бог карає, Того дети сторонятся…».
Также несколько сложно обойти вопрос развития в Украине правового образования. Складывается впечатление, что все победы государства в реформировании правового образования сводятся к ограничению доступа, особенно для молодежи. Вместо того чтобы развивать и совершенствовать юридическую образование, государство предпринимает шаги по ее демотивации. Только хотелось бы обратить внимание на тезис последнего времени относительно ограничения заочной формы обучения. Тогда возникает логичный вопрос: а как получить образование людям, которые работают? Сегодня значительная часть людей, которые получают юридическую и/или другую образование, вынуждены осуществлять оплату за свой счет или за счет физических или юридических лиц. Мы должны понимать, что качественная юридическая образование — это залог качественного гарантирования и соблюдения прав и свобод человека. Также вопрос доступа к отдельным должностей правового характера законодательно решен (например, судьи, прокуроры, нотариусы и др). Поэтому несколько сложно поддержать инициативы по законодательному регулированию правового образования и доступа к юридической профессии, в частности проекты законов «О юридической (правовой) образовании и общем доступе к юридической профессии» (рег.
№ 7147 от 28.09.2017 г.), «О юридическом образовании и юридической (правовой) профессию» (рег. № 7147-1 от 17.10.2017 г.), «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения доступа к юридических профессий лиц, которые имеют образовательно-научный, научный уровень высшего образования в области права» (рег. № 7396 от 13.12.2017 г.). Более действенным шагом было бы повысить уровень социальных стандартов и гарантий в сфере высшего образования и правового образования, в частности, усилить роль ВУЗОВ в научном обеспечении реформ, международную интеграцию высшего образования, внедрить международную практику стажировок и обменов преподавателями и студентами. В этом плане показательна стратегия Фракции Радикальной партии Олега Ляшко, которая отстаивает развитие современной, эффективной и доступной, конкурентоспособной высшего образования, которая будет учитывать потребности и интересы социально уязвимых категорий граждан, а также отвечать профессиональным потребностям общества или государства, работодателей. При этом задача общества и государства — вернуть авторитет высшего образования как генератора и локомотива качественных и системных реформ.
Основными направлениями реформирования высшего образования является обеспечение развития инклюзивного высшего образования, реальной самостоятельности, независимости ВУЗОВ, усиление механизмов их финансового обеспечения, стимулирования инвестиций в образование и науку; обеспечение более эффективных и действенных правил проведения ВНО; освобождение от ЗНО лиц с инвалидностью первой и второй групп, участников АТО, их детей, лиц, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, лиц, обучающихся за собственные средства (средства физических и юридических лиц), зато ввести собеседование; усиление в высшем образовании уровня изучения украинского языка и иностранных языков, юридических наук, наук о правах человека военной подготовки и стимулирования развития физической культуры и спорта; мотивирование ВУЗОВ внедрять гибкие и дистанционные формы обучения для людей с особыми образовательными потребностями, в том числе для людей с инвалидностью; пересмотр квалификационных требований по вопросам знания преподавателями иностранных языков (уровень В2), введение адекватного переходного периода (до семи или десяти лет); мотивирование активного изучения научно-педагогическими работниками иностранных языков дистанционно; пересмотр требований относительно баз Scopus, Web of Science и, соответственно, расширения перечня наукометрических баз для публикаций научно-педагогических работников, поручения правительства, МОН обеспечить их доступность; разработка качественных и системных изменений в Закон Украины «О высшем образовании» относительно реального доступа к высшему образования с учетом позиции экспертов, ученых, ученых, позиции научных школ.