Китай погружается в долговой кризис

Долг КНР достигает 40 трлн долл. (265% от ВВП), из которых две трети – это долги компаний. Таких масштабов закредитованности нет даже в США.

Ранее Китай мог себе это позволить. ВВП ежегодно рос на 8-12%, и привлечение средств не было проблемой. Однако в последние десять лет рост экономики страны замедляется, а рефинансировать старые кредиты становится сложнее.

Такое торможение экономики называется «посадкой». В зависимости от действий властей она может быть мягкой, без потери рабочих мест и банкротств, или жесткой, которая предполагает рецессию и экономический кризис.

Пока Китай светит только жесткий вариант, ведь закредитованым компаниям вскоре придется отдавать намного больше денег, чем они будут привлекать.

В 2019 году Народный банк Китая провел стресс-тест банковской системы и выяснил: если экономика будет расти меньше, чем на 4,15% в год, то половина банков страны окажется на грани дефолта.

Поскольку, по разным оценкам, к 2026 году рост китайского ВВП упадет до критических 3-4% в год, власти решили как можно быстрее избавиться от задолженности. Этот путь обещает стать болезненным.

Страна имеет множество системных проблем. Речь идет о некачественные кредиты, экспортную зависимость, демографию, слабый внутренний спрос, проблемный девелоперский сектор. Резкое отлучение экономики от финансирования может привести к ряду дефолтов и внезапного кризиса, который ударит по всему миру. Подробнее про современный Китай читайте на страницах нашего специализированного сайта.

«Мощь – это умение применять тактику с учетом выгоды». Сунь-цзы, «Искусство войны»

Война с долгами

Падение в долговую яму для Китая началось вместе с мировым финансовым кризисом 2007-2008 годов. Тогда все страны пытались стимулировать собственные экономики, чтобы уменьшить последствия так называемой великой рецессии.

В отличие от стран Запада, которые видели выход из кризиса в централизованной поддержке экономик государствами путем увеличения дефицитов бюджетов, Поднебесная сделала ставку на рост банковского кредитования. Как следствие, за шесть лет корпоративный долг относительно ВВП вырос почти вдвое до 125%.

Китай

Как оказалось позже, 87% займов банки выдавали, руководствуясь не экономической целесообразностью, а желанием насытить рынок деньгами. С годами это привело к большому количеству проблемных долгов. В 2014 году объем кредитов, которые не обслуживаются, вырос на 42% до 842 млрд долл. Власти Китая пыталась ограничивать кредитование, однако практических результатов это не дало.

В течение 2008-2010 годов денежная масса выросла на 30%, поэтому в Китае начал раздуваться сектор теневого банкинга. Он позволял компаниям обходить банковские лимиты на кредитование и брать в долг еще больше денег под больший процент. Следствие – займы становились более дорогими и менее эффективными.

Возросла нагрузка на местные бюджеты. Чиновники в провинциях научились обходить государственные квоты на кредитование через облигации подконтрольных финансовых организаций (LGFV), которые размещались на фондовой бирже.

Схема с LGFV инновационная и авантюрная. Подконтрольные местным властям компании размещали облигации среди широкого круга инвесторов, а на привлеченные деньги покупали землю в своем городе, чем наполняли бюджет. Деньги также шли на инфраструктурные проекты, которые не имели целью получения больших прибылей.

Общий долг Китая рос, однако еще несколько лет назад казалось, что ситуация находится под контролем. В 2015 году партия даже начала бороться с выдачей рисковых кредитов, ограничивая займа проблемным компаниям и исключая схемы теневого высокодоходного кредитования.

Впрочем, развязанная в 2018 году торговая война с Соединенными Штатами, а впоследствии пандемия COVID-19 свели на нет все старания власти и заставили официальный Пекин вернуться к практике решения проблем путем увеличения долга.