РЫНОК ПОЛИМЕРНОЙ УПАКОВКИ

Настоящее и урбанистический стиль жизни являются факторами роста спроса на полимерные материалы. Полиэтилен — главный в списке ТОП-10 наиболее распространенных пластмасс. Первая пятерка в данном списке распределена следующим образом: ПЭ (полиэтилен), ПП (полипропилен), ПС (полистирол), ПЭТФ (полиэтилентерефталат), ПВХ (поливинилхлорид). К 2021 году этот рынок будет расти ежегодно на 6,84% в денежном выражении и на 4,68% в натуральном выражении до 2021 года он достигнет 332,4 млн т. По оценке агентства Markets and Markets (США), развитие рынка пластмасс обусловлено ростом ключевых отраслей промышленности (автомобилестроение, строительство, производство упаковки, электроники); повышением уровня доходов в развивающихся странах, увеличением численности городского населения; заменой металлических продуктов пластмассовыми аналогами. Высокий спрос на полиэтилен https://avant-pack.ru/ в первую очередь обусловлен его массовым использованием в качестве упаковочного материала, который имеет много положительных свойств, таких как гибкость, тепло — и электроизоляционные свойства, химическая и термическая стойкость, легкость переработки, доступность [1].

Сегодня упаковочная промышленность выступает одним из стимулов роста и развития глобальной экономики. Так, по данным Smithers Pira, мировой рынок упаковки ежегодно демонстрирует прирост в размере 3,5%, а к 2020 г его совокупные обороты достигнут 998 млрд долл США (или 900 млрд евро соответственно). Потребление жесткой пластмассовой упаковки растет ежегодно на 3,7% с 52,9 млн тонн в 2017 году до 63,4 млн тонн в 2022 году [2].

По данным Euromonitor, в 2016 году совокупные объемы глобального сбыта превысили 4000 млрд упаковок. На мировом и украинском рынках упаковки используется упаковка из всех известных сегодня материалов. Популярной упаковкой в мире является полимерная, ведь около 50% всех видов упаковки сегодня производятся именно из полимеров [3]. А наибольшую долю (на уровне 60%) составляет гибкая упаковка — и этот показатель продолжает расти. Именно в гибких упаковках всех разновидностей — мешках, емкостях с жестким дном, в пленке и другие — сегодня предлагается все больше и больше товаров. При этом основная доля спроса обеспечивает продовольственная отрасль. Ключевую роль в этом играет стремление к удобству, ведь упаковка должна быть легкой, удобной и функциональной, а также обеспечивать удобство порционного отбора продукта. Мировые объемы потребления полимерной упаковки представлены на рис. 1.

                                                                                              Ресурс: Market Research

Рисунок. 1. Динамика объемов потребления полимерной упаковки в мире, 2014-2020 годы [3]

Из рис. 1 видно, что с каждым годом объемы потребления полимерной упаковки в мире растут на 1%, что является достаточно весомым показателем, так как другие рынки потребления упаковок демонстрируют снижение спроса. Традиционные для отрасли сектора потребления полимеров не меняются уже на протяжении 20 лет. Рынок полимерной упаковки демонстрирует — 37 %, стройиндустрия — 21 %, автомобилестроение — 8 %, электроника и бытовая техника — 6 % от общего потребления полимеров.

В европейских странах 44 процента всех продуктовых новинок выпускается в пластиковой упаковке и только 9 процентов — в стеклянной таре. Полимерная упаковка занимает сегодня 53 процента всего рынка упаковки в мире. Такая тенденция не случайна: потребительские свойства полимерной упаковки по многим параметрам превосходят другие виды тары. Особенно это касается полиэтилентерефталата (ПЭТ), так как высокое качество этой упаковки, которая позволяет продлевать срок годности продуктов питания без использования консервантов. Основными региональными рынками являются Северная Америка (на США приходится около 30% мирового потребления), Западная Европа и Азия (при этом Япония потребляет 50% азиатской продукции). По итогам 2017 г Азиатско-Тихоокеанский регион стал крупнейшим рынком, который потребляет пластмассы из списка ТОП-10 как в денежном, так и натуральном выражении. Основными производителями пластмасс на мировом рынке (по итогам 2011-2017 гг.) есть компании Dow Chemical (США), Exxon Mobil (США) и SABIC (Саудовская Аравия).

Мировые объемы потребления полимерной упаковки представлены на рис. 2.

                                                                                       

Ресурс: компания INVENTRA (группа CREON)

Рисунок. 2. Объем потребления ПЭТ-упаковки в разных странах мира, 2017 год [4]

 

Из рис. 2 видно, что самые высокие показатели потребления на душу населения в Турции — 26 кг / чел, потом Западная Европа и США соответственно по 19 кг / чел. Высокие темпы роста рынка ПЭТ-упаковки наблюдаются в России — 11%.

Мировые объемы прироста упаковки в 2014-2019 гг. указанные на рис. 3, на котором изображены значительные объемы гибкой полимерной упаковки в 2014 году и стремительный прирост в 2019 году на 3,5 %.

                                                                                         Ресурс: Euromonitor International Ltd.

Рисунок. 3. Мировые объемы прироста упаковки в 2014-2019 годы, млн долл США [5]

Высокие темпы прироста ПЭТ-бутылок — 4,7 % ежегодно до 2019 года и в мировом объеме ПЭТ-бутылки составляют 12 % из всех видов упаковки. Согласно проанализируем изменение мирового объема упаковки в 2017 году (рис. 4).

                                                                                             Ресурс: Eurostat 2017

Рисунок. 4. Мировой объем упаковки в 2017 году, % [6]

Тенденции потребления упаковки в 2017 году следующие: высшую ступень занимает бумажная упаковка с относительно постоянным спросом кроме апреля и мая — стремительный рост спроса; ПЭТ-бутылки занимают 3 позицию и наблюдается рост спроса с 61 % до 33 %; низкую позицию занимает картонная упаковка.

Рассмотрим структуру мирового рынка ПЭТ-упаковки для разных видов промышленности в 2017 году (рис. 5).

                                                         

Ресурс: Высшая школа государственного администрирования МГУ им. М.В. Ломоносова

Рисунок. 5. Структура мирового рынка ПЭТ-упаковки для разных видов промышленности в 2017 году, % [7, 8]

Можно сделать выводы из рис. 5, относительно главных отраслей потребления ПЭТ-упаковки, а именно: вода (21 %), газированные напитки (20 %) и пиво (18 %).

Рассмотрим отечественный рынок ПЭТ-упаковки, который продолжает оставаться одним из наиболее быстрорастущих в мире. В течение последнего десятилетия среднегодовой темп роста потребления крупнотоннажных термопластов в Украине составил 24%. Индекс реализации резиновых и пластмассовых изделий в Украине в 2017 г. указано в табл. 1.

Таблица 1

Индекс оборота (реализации) продукции резиновых и пластмассовых изделий в 2017 году

(Ресурс: Государственная служба статистики Украины, 2017 г.[9])

 

Из табл. 1 видно динамику оборота продукции резиновых и пластмассовых изделий в 2017 году в Украине. Индекс оборота с января по декабрь 2017 года до текущего года демонстрирует рост на 43,8 %, из него: внутренний оборот вырос на 47,9 %, а внешний на 16,8 %. По анализу индекса оборота январь-декабрь 2017 года к 2016 году, то наблюдается уменьшение на 5,4 %, из него: внутренний оборот сократился на 5,8 %, а внешний на 6,3 %.

По состоянию на 1 марта 2017 года количество зарегистрированных предприятий в Украине составляет 1,2 млн юридических лиц, из них согласно классификатора ВЭД по 22.22 — производство тары из пластмассы составляют 5 429 предприятий [10].

Относительно объема реализованной продукции пластмассовых изделий в 2017 году, то начиная с января по декабрь объем реализованной промышленной продукции вырос на 33 646,3 млн грн, то есть в 20 раз, что составляет в процентном выражении 0,6 % ко всей реализованной продукции. Объем продукции, реализованной за пределы страны вырос на 4092 млн грн (в 13,5 раза), что в відсоткому выражении составляет уменьшение на 4,9 % к объему реализованной промышленной продукции (табл 2).

Таблица 2

Объем реализованной продукции пластмассовых изделий в 2017 году

(Ресурс: Государственная служба статистики Украины, 2017 г.[10])

Далее рассмотрим объем реализованных пластмассовых изделий в Украине, сентябрь 2014 — 2017 гг. (рис. 6).

                                                                                                   Ресурс: Государственная служба статистики Украины

Рисунок. 6. Объем реализованных пластмассовых изделий в Украине, сентябрь 2014-2017 годы, % [10]

Из анализа видно, что рынок ПЭТ-упаковки по состоянию на 2017 г полностью удовлетворяют отечественные производители 83,8% по сравнению с 2014 годом, где импортных товаров было 65,7%.

Рынок ПЭТ-упаковки в 2017 году ознаменовался сокращением потребления данной продукции, что можно ознаменовать сезонностью спроса конечного потребителя и значительными скачками курса валют, что в свою очередь повлекло ряд негативных последствий.

В целом рынок ПЭТ-упаковки развивается стремительными темпами в мире и в Украине в частности. Нами были проанализированы объемы потребления упаковочной промышленности в мире, динамику объема потребления полимерной упаковки в мире (2014 — 2019 гг.), что характеризуется ежегодным ростом на 1 %. Приведены объемы потребления ПЭТ-упаковки в разных странах мира (2017 год), следовательно, лидирует Турция по показателю потребления ПЭТ-упаковки на душу населения — 26 кг/чел, а высокие темпы роста рынка ПЭТ-упаковки наблюдаются в России — 11 %. Представлены мировые объемы прироста упаковки в 2014-2019 гг., которые демонстрируют значительные объемы гибкой полимерной упаковки в 2014 году и стремительный прирост в 2019 году на 3,5 %. Соответственно проанализированы мировые объемы упаковки и потребления упаковки в 2017 году следующие: высшую ступень занимает бумажная упаковка с относительно постоянным спросом кроме апреля и мая — стремительный рост спроса.

Относительно структуры потребления ПЭТ-упаковки для разных видов промышленности в 2017 году, то доминирующими отраслями потребления являются: вода (21%), газированные напитки (20 %) и пиво (18 %). Отечественный рынок ПЭТ-упаковки полностью обеспечен внутренним производством, характеризуется стремительным ростом объемов продаж и сезонностью спроса. В целом же, несмотря на неплохие потенциалы отрасли, собственное производство ПЭТ-упаковки в Украине ограничивается целым рядом сложностей и проблем, а именно:

1. Отсутствием внутреннего производства ПЭТ-гранулята, необходимого для выпуска ПЭТ-упаковки. Потребности в сырье покрываются за счет импорта.

2. Большими расходами электроэнергии для производства ПЭТ — упаковки.

3. Проблемами переработки использованной тары. Для запуска этого процесса необходимо наличие ряда государственных и законодательных инициатив.

4. Сезона сбыта ПЭТ — упаковки, поскольку зимой спрос на напитки ниже, чем в жаркий летний период.

5. ПЭТ — упаковка не способствует длительному хранению продукции. Такая упаковка не защищает от ультрафиолетового излучения, проникающего в бутылку, и не пропускает углекислоту, что значительно сокращает срок годности напитков.