Новости — не самое простое в журналистике, хотя о них обычно и говорят как о азы. Наоборот, современный формат информационного текста — венец эволюции журналистских жанров. В интернете новости избавились от всего лишнего, чтобы эффективнее доносить информацию до рассеянной аудитории. Они стали универсальными. Изданий, которые делают стабильно качественный информационный контент собственноручно, а не передирают у других, в нашей стране мало. Выясним же, как писать вменяемые новости.
Прежде всего, найти в события новость
Новости Kadara.Ru состоят из фактов и комментариев. Главное — факты, а комментарии — это дополнение. Новость написана удачно, если читатель адекватно воспринял содержание и не обратил внимания на форму. Литературный талант не понадобится. Впрочем речь новости должен быть простым, но не убогим.
Новость — это то важное, что изменилось (или не изменилось, хотя должно было), и это изменение отразится на жизни аудитории. Другой вариант — то, что произошло вопреки ожиданиям, и это удивляет аудиторию. Самое сложное в работе новостийщика — отделить новости от не-новостей, то есть не важных для аудитории фактов и сообщений. Не-новости пытаются пропихнуть в ленту пиарщики, маскируя рекламу под настоящие события. Добывать новости из этого потока — кропотливый труд золотоискателя, который вымывает крупицы золота из кучи песка. В то же время эта работа требует постоянного напряжения внимания и интуиции, которая в сочетании со знанием контекста позволяет увидеть неочевидную новость.
1 сентября, в День знаний, школьники пойдут (пошли) в школу — не новость, так как событие прогнозируемое. Первого сентября или в первый рабочий день осени всегда начинается учеба в школах.
1 сентября обучение начнется в 96% школ города — это новость наизнанку. Обучение должно начаться во всех школах. Если где-то не началось — это уже аномалия, к которой нужно присмотреться.
1 сентября в двух школах началось обучение — уже теплее, но надо выяснить причины. Окажется, что одну школу закрыли на капремонт еще в прошлом году, а учеников перевели в соседние, и мы об этом уже писали. Не новость.
В школе №34 не началось обучение — о, это уже почти наша новость. Выясним теперь, почему. Вызов к директору — и оказывается, что школу закрыли на карантин из-за нашествия испанских слизняков, которые пожрали все обои. Слизни не дали начать обучение в школе №34! Есть новость.
Новости часто сознательно или ошибочно подменяют описанием или характеристикой событий. Например, Городской совет рассмотрел изменения в бюджет. Или еще хуже: Состоялась сессия городского совета, на которой подняли вопрос бюджета. Тем временем новость заключается в том, что Горсовет выделил миллион гривен 34-й школе на борьбу со слизняками.
Манипуляторам легче всего сделать такую подмену, прислав пресс-релиз, который ленивые журналисты опубликуют как новость на радость манипуляторам и во вред своим читателям. Не делайте так — пишите новости сами.
Как определить, что является новостью
Общие вопросы, на которые новинареві надо быстро ответить: «наша ли это тема?» и «является ли это новостью для нашего читателя?». Концепция издания (условное «кто мы, что мы, для кого мы») обычно очерчивает тематическое поле и целевую аудиторию. Впрочем и здесь важна чуйка. К примеру, даже если издание освещает главные события спорта, победа местной футбольной команды является новостью, гандбольной, — вряд ли, піонербольної — точно нет. В то же время новость о том, что в Кропивницкому обучения в школе заблокировали испанские слизни, важна для читателей в любом городе, где также есть эта ползучая зараза. А там, где слизней нет, может быть изюминкой.
Есть критерии, которые могут быть полезными, когда решаем, какая информация ценная как новость: Аудитория. Важно/интересно это именно для ваших читателей? Для какой части?
Влияние. На какое количество людей влияет новость? Как сильно?
Близость. Насколько близко социально/географически к аудитории произошло событие?
Свежесть. Или событие произошло только что/недавно? Или давно, но о ней стало известно? Аудитория точно еще не знает?
Имена. Есть ньюзмейкерами или участниками события известные, важные, авторитетные, узнаваемые люди?
Новизна. Случалось ли такое раньше? Или событие прогнозируемое, регулярная?
Конфликт. Есть в новости столкновения интересов? Вызывает ли она эмоции?
Предыстория. Или это продолжение истории, которую мы уже освещали? Или события такого типа были для нас новостями?
Чтобы ответить на все эти вопросы, нужно сформулировать суть новости.
Суть новости = информационный заголовок
Суть новости всегда формулируется одним коротким предложением. Оно становится заголовком. Если для уточнения требуется еще одно предложение, оно может быть лідом. Но, если вы не можете втиснуть суть в одно предложение, у вас или больше одной новости (тогда их надо разделить), или вы до конца не разобрались в ситуации.
В онлайн-изданиях заголовок — это то, что «продает» новость читателю в ленте новостей. К тому же, 80% посетителей новостных сайтов читают только заголовок, а саму публикацию не открывают. В соцсетях материал «продает» совокупность заголовка, лида, названия издания и маленькой иллюстрации — так называемый снипет. Чтобы снипет был действенным, следует всегда выдумывать лед, который не дублирует заголовок, а дополняет его, а еще лучше — как-то с ним контрастирует:
Заголовок: Рыжие слизни оставили кропивницких детей без школы
Лед: В управлении образования говорят, что виноват нерадивый завхоз
И главное правило такое: заголовок — это и есть новость. От того, как написан заголовок, зависит, материал будут читать в ленте новостей на сайте, им будут делиться в социальных сетях, или его будут находить через поисковые сайты. Запакуйте суперновину о слизней в публикации с заголовком «Осторожно, улитки!!!», и кликов/распространений будет гораздо меньше: заголовок не информационный. Восклицательные Знаки не помогут.
Заголовок новости должен быть лаконичным. Это потому, что человек не читает ленту новостей как сплошной текст, а скользит взглядом, выхватывая отдельные фразы. 120-160 символов — предел, по какой заголовок больше не воспринимается мгновенно. Если он не влезает в одно смс-сообщение, значит, длинноватый. Чтобы сократить, с него можно по очереди выбрасывать каждое слово, и возвращать только те, без которых заголовок утратил смысл.
То, что большинство читателей скользит глазами по заголовку и не заходит внутрь, огорчает автора (тогда для кого я писал новости?) и редактора (но нам нужны клики!). Тогда они могут попытаться заставить читателей зайти внутрь, создавая в заголовке интригу, нагнетая эмоции или скрывая суть новости:
В горсовете определились с новым директором школы №34
Школу №34 возглавит известная в Кропивницкому человек
Съеденную слизнями школу возглавит одиозный экс-регионал
Все эти способы злоупотребления вниманием читателей могут принести тактический успех (больше кликов), но наносят стратегической вреда — изданию меньше доверять. Лучше смиритесь с тем, что заголовки — базовый формат информирования аудитории, а текст будут читать только те, кто имеют время и потребность.
Структура новости: сначала главное
По статистике, даже те, кто кликнули на заголовок и открыли новость, посвящают ей от пяти до двадцати секунд. До конца не дочитывают даже важные и интересные новости. На это тоже не надо обижаться: за внимание пользователей интернета соревнуется куча источников и раздражителей, которые не дают сфокусироваться надолго. А еще, поняв суть новости, они спешат ею поделиться.
Поэтому новость должна всегда начинаться с главного, продолжаться важным, а наименее важное должно быть в конце. Такую структуру называют перевернутой пирамидой. Ее придумали в девятнадцатом веке, когда новости передавали телеграфом. Связь стоил дорого, проходил медленно и был нестабильным, поэтому журналисты научились обходиться без предисловий. Сейчас проблема та же — связь онлайн-издания с аудиторией нестабильный и непродолжительный.
Чтобы написать текст в формате перевернутой пирамиды, надо сломать хронологический принцип повествования. Это нелегко, потому что мы привыкли, рассказывая историю, начинать с предыстории. «Жили себе дед и баба, и была у них курица…» — это описание ситуации, которая предшествовала началу событий.
В новостях пересказывать событие от начала до конца нельзя. Поэтому, если мы имеем такие факты:
- В 2017 году в Кропивницкому завелись рыжие слизни
- За год улитки расплодились и проникли в школу №34
- За лето 2018 года слизни съели все обои, а завхоз и не заметил
- В августе комиссия обнаружила съеденные обои и признала школу не готовой
- Первого сентября обучение в школе не началось
- Третьего сентября горсовет выделил деньги на уничтожение слизней,
перевернутая пирамида будет иметь вид 6 – 5 – 4 – 3 – 2 – 1.
Пособия по написанию новостей традиционно рекомендуют ставить во главе перевернутой пирамиды ответы на вопросы «кто?», «где?», «когда?», «что?», «как?» и «почему?» Но это не догма.
На вопрос «когда?» соответствует дата публикации: новости — это всегда сегодня. Уточнять дату события стоит разве что тогда, когда это случилось в какой-то другой день.
Если речь идет о решении Кропивницької городского совета, уточнение, «где» оно было принято (в Кропивницкому в помещении городского совета), будет выглядеть как издевательство. Конечно, если депутаты забрались для голосования на Говерлу, об этом стоит упомянуть (и не забыть выяснить, зачем).
Вопрос «как?» важное тогда, когда есть значимые обстоятельства и подробности. Например, депутаты проголосовали за выделение денег школе №34 после того, как мэр распорядился запереть двери в сессионный зал и никого не выпускать — это важно. А если процесс голосования был ординарным, описывать его — значит перенасыщать начало новости лишними подробностями.
Ответ на вопрос «почему?» далеко не всегда возможна в новостном формате — чтобы объяснить, почему в Украине снова подорожал бензин, требуется аналитическое простыню. Иногда ответ самоочевидная, например, почему в Карпатах выпал снег — потому что зима близко, блин.
Обязательными остаются вопросы «кто?» и «что сделал/делает?» Подлежащее и сказуемое. Если заголовок может быть безличным (В Киеве достроили Подольско-Воскресенский мост — названия компаний, которые это сделали, были бы чрезмерными), то в самом тексте должен быть субъект действия.
А люди точно не читают до конца?
Точно. Наука доказала это еще несколько лет назад. Исследовав микродвижения человеческого глаза во время чтения различных типов текста, Джейкоб Нилсен выяснил, что зона, на которую больше всего смотрит читатель онлайн-текст, имеющий форму буквы F.
Эта буква F — заголовок, имя автора, лед и, возможно, первый абзац новости. Не зря в BBC существует правило: содержание онлайн-текста (не только новостного) должен быть понятным с первых четырех предложений. 84% читателей сканируют текст по диагонали, выхватывая обрывки, и лишь 16% читают последовательно каждая строка.
Все, что вне буквой F, прочтет лишь внимательный и мотивированный читатель. Но он также важен. Для него в конце новости есть бэкграунд — описание предыстории с ссылкой на предыдущие публикации, справочные факты, полезные для понимания новости. Пусть прихвостни новости прочитают немногие, но именно они останутся на странице дольше и, возможно, перейдут на другие публикации.
Бэкграунд должен касаться именно этого события или истории, а не быть притянутым за уши как «что-то на похожую тему». Например, не надо писать в конце новости про улиток, которые съели школу, «напомним: в Гондурасе дерево придавило ягуара», хотя то и другое о животном мире.
То, что люди не читают дальше нескольких предложений, делает бессмысленной другую распространенную требование к новостям — быть как можно короче. Если вы выложили самое важное в первых нескольких предложениях, нет разницы, как долго будет тянуться бекграунд. Настоящая причина, почему информационные жанры лаконичны, — на писание длинных нет времени. Новости живут недолго: от нескольких часов до одного дня. Писать их нужно быстро, так как изданию важно как можно скорее (желательно первым) сообщить о происшествии.