Транспортировка сжиженного природного газа

Автомобильным транспортом осуществляется перевозка сжиженных газов в автоцистернах, баллонах и «скользящих» резервуарах.

Автоцистерны по назначению и конструкции делятся на транспортные и раздаточные. Транспортные цистерны используют для перевозки сжиженного газа с заводов-поставщиков до кустовых баз, а также от последних до крупных потребителей со сливом газа в резервуары. Раздаточные автоцистерны предназначены для доставки сжиженного газа потребителю с розливом в баллоны и снабжены для этой цели комплектом раздаточного оборудования, насосом, раздаточной рамкой и трубами. Цистерны, изготовленные в виде цилиндрических сосудов со штампованными днищами, монтируют на шасси автомобилей, прицепов и полуприцепов. Объем цистерн в зависимости от типа составляет 15 м 43.

На рис. показана конструкция автомобильной цистерны-полуприцепа с полезным объемом 15 м3, Смонтирована на базе автотягача «Урал-377С». Наполнение цистерны осуществляется по смонтированной на автомобиле обвязки. Накопление осуществляется по трубопроводу, расположенному под цистерной. Он снабжен защитной арматурой, включающей в себя вентиль для сброса давления, запорный вентиль и обратный пружинный клапан, который автоматически закрывается при обрыве шланга, разрыв трубы или других аварийных случаях. Жидкая фаза сливается по трубопроводу, размещенному также под цистерной, и включает в себя всасывающую и напорную линии трубопроводов. Напорная линия имеет линию слива и огибающую. На всасывающей линии устанавливаются фильтр и запорный вентиль на обводной — запорный вентиль, скоростной клапан, сбросной вентиль и манометр. На трубопроводе паровой фазы устанавливаются запорный и сбросной вентиль. Заполнения цистерны сжиженным газом осуществляется электронасосом, установленным на автоцистерне. Кстати, купить автоцистерну СУГ вы можете на страницах нашего специализированного сайта.

Перевозка сжиженного газа в «скользят» резервуарах применяют для доставки его в места, отдаленные от кустовых баз или от газонаполнительных станций, а также для доставки производственным и коммунально-бытовым хозяйствам. «Скользящими» называют съемные резервуары объемом 0,5 — 3,5 м3. Наибольшее применение получили резервуары PC -1600 объемом 1600 л, рассчитанные на давление 1,8 МПа. Резервуар представляет собой сварной цилиндрический сосуд с эллиптическими днищами. Погрузки и разгрузки резервуара обычно делают с помощью автокрана. У потребителя резервуары устанавливают группой или в одиночку. Доставка сжиженного газа в «скользят» резервуарах на расстояние 100 — 200 км обходится на 20 — 25% дешевле, чем в баллонах.

Сжиженные газы в баллонах перевозят на обычных бортовых машинах и специальных кассетных автомашинах (баллоновоз), обеспечивающие одновременное перевозки 77 баллонов. Кузова машин оборудуют клетками для установки баллонов объемом по 50 л, при этом баллоны укладывают в два яруса. В баллоновоз типа клетка помещается до 132 баллонов. Кроме того, баллоны транспортируют в прицепах, которые вместе с грузовыми автомобилями образуют автопоезда. Баллоны изготовляют на давление 1,6 МПа (рис. 7.4). Стандартом предусмотрен ряд баллонов объемом 2,5; 5; 12; 27; 50 и 80 л.

Баллоны объемом свыше 5 л представляют собой сварные цилиндрические сосуды с двумя штампованными днищами эллиптической формы, снабженные ботинком, горловиной и защитным воротником. У баллонов объемом 50 и 80 л вместо воротника предусматривается защитный колпак и две ручки. Защитный воротник служит одновременно транспортной ручкой и опорой при установке баллонов в несколько ярусов. В горловины баллонов объемом 5, 12 и 27 л устанавливают самозакрывающиеся клапаны, а в горловины баллонов объемом 50 и 80 л — угловые вентили.