Повышение квалификации персонала посредством непрерывного образования значительно повышает уровень их профессионализма с минимальными финансовыми и временными затратами. Профессиональная подготовка позволяет им совершенствовать определенные навыки, необходимые для дальнейшего карьерного роста.
Курсы и программы обучения можно различать по тематике и формату. Это могут быть как индивидуальные курсы обучения, так и специальные комплексные программы, включающие взаимосвязанные курсы обучения. Что касается формата обучения, то обычно используется обычный формат с заранее составленным графиком и курсами, предоставляемыми по запросу компании.
По окончании курсов повышения квалификации участники получают соответствующие сертификаты.
Следует отметить, что для повышения экономической эффективности компании профессиональное развитие имеет большое значение. В свою очередь, для персонала это гарантирует повышение заработной платы и гарантии занятости.
ВАЖНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА ДЛЯ БИЗНЕСА
В прошлом общего образования и навыков было достаточно, чтобы работать практически всю жизнь, но в настоящее время общее образование является лишь основой для будущей карьеры. Если ваши сотрудники не работают над повышением квалификации, их навыки могут устареть и перестать соответствовать требованиям современного рынка.
Только если вы дадите своим сотрудникам возможность развиваться и совершенствоваться, вы сможете в полной мере использовать их навыки и способности. Кроме того, повышение квалификации гарантирует, что ваши сотрудники будут соответствовать возможным организационным и технологическим изменениям в бизнес-модели. Существует несколько причин, по которым важно профессиональное развитие; среди них основными являются:
- Век технологий и информации – быстрое развитие и изменения с технологической точки зрения;
- Новые требования к персоналу;
- Ограниченные знания в области высоких технологий;
- Систематические организационные корпоративные изменения.
ВЕК ТЕХНОЛОГИЙ И ИНФОРМАЦИИ
В эпоху технологической революции или информатизации развитие технологий всегда сопровождалось корректировкой функциональных обязанностей персонала и изменениями в экономической стратегии. Сегодня человечество уверенно переходит от системы промышленного производства к системе обслуживания клиентов и работает в наукоемких отраслях.
Традиционные требования к квалификации сотрудников и персонала претерпели значительные изменения. Были созданы новые рабочие места в области информационных технологий и телекоммуникаций, и это особенно важно для обслуживания клиентов. Современная практика показывает, что более 75% рабочих мест требуют умственного труда, а остальные 25% рабочих мест — физический труд. Всего несколько десятилетий назад это соотношение было противоположным. Отсюда следует, что готовность адаптироваться к новым условиям и изменениям является основным требованием к современному сотруднику.
Условия современного рынка труда таковы, что человеку приходится постоянно развивать и приобретать универсальные навыки, которые помогут ему в случае изменения условий его работы или рода занятий.
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА
Сегодня высшее образование является лишь основой для дальнейшего профессионального роста и построения карьеры. Навыков и образования, полученных в учебных заведениях, не хватает на всю жизнь. Более того, образование и опыт не гарантируют, что в дальнейшем сотруднику не понадобятся новые навыки, соответствующие меняющейся рабочей ситуации.
Поскольку трудоустройство и профессиональная подготовка становятся неотделимыми друг от друга, сотрудники получают возможность обучения без отрыва от производства. Соответственно, если руководство не уделяет достаточного внимания профессиональному образованию, компания будет испытывать нехватку квалифицированных кадров, что может снизить темпы работы.
Традиционно повышение квалификации применялось к определенным группам сотрудников. Как правило, обучение проходили только квалифицированные сотрудники, которые занимались управлением компанией и были «мозгом» компании. Однако сегодня ситуация кардинально изменилась – все больше и больше сотрудников должны обладать специфическими знаниями и навыками. Если раньше потребность в профессиональном росте касалась руководителей и узконаправленных специалистов, то сегодня потребность связана с квалифицированным персоналом всех уровней.
ОГРАНИЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ В ОБЛАСТИ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Технический прогресс и развитие привели к увеличению числа наукоемких и высококвалифицированных рабочих мест и, следовательно, способствовали необходимости постоянного обучения персонала. Нехватка квалифицированных сотрудников может быть основным фактором, препятствующим развитию бизнеса.
Все чаще проводится переподготовка персонала — это естественный процесс, вызванный быстрым развитием технологий и совершенствованием процедур обучения персонала. Тем не менее, основой системы профессионального развития являются навыки и способности существующего персонала.
Последствия отсутствия у персонала соответствующих навыков очевидны в краткосрочной перспективе; однако пренебрежение обучением и развитием персонала может также повлиять на долгосрочный рост компании, когда ситуация становится критической.
Чаще всего случается так, что компании приходится обрабатывать большое количество заказов, и поэтому они не уделяют должного внимания обучению и квалификации персонала. Напротив, когда количество заказов уменьшается, у компании может не хватить денег на обучение. Исследования показали, что компании, повышающие профессиональные навыки своих сотрудников, способны добиться больших успехов. Расходование необходимых средств и систематическое обучение персонала является основой построения экономически эффективной бизнес-модели.
Повышая гибкость персонала и расширяя внутренние возможности каждого сотрудника, компания защищает себя от дефицита персонала и может уверенно противостоять краткосрочным экономическим изменениям.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Тщательный анализ показывает, что за последнее десятилетие большинство компаний претерпели значительные организационные изменения. Часто эти изменения связаны с иерархической или корпоративной реорганизацией структуры компании. Любое организационное изменение приводит к последствиям, среди которых можно выделить следующие ситуации:
- Руководство вынуждено управлять более сложными процедурами или большим количеством персонала. Это снижает эффективность управления, и сотрудники начинают проявлять инициативу.
- Руководство компании получает дополнительные функции и обязанности, связанные с обучением персонала, безопасностью труда, контактами в отрасли и т.д. Такая ситуация порождает острую необходимость делегирования новых полномочий.
- Популяризация стиля командной работы, когда сотрудники развивают навыки взаимодействия с командой и с руководством. Работая над различными задачами, персонал должен проявлять гибкость и универсальность.
Очевидно, что не все из этих ситуаций могут относиться к вашему конкретному бизнесу. Однако руководство компании всегда должно быть готово к изменениям, которые вызваны изменениями рыночных условий. Заинтересованность руководства компании в профессиональном развитии и повышении квалификации персонала придает сотрудникам уверенность в себе, а также способность преодолевать временные трудности и пробовать себя в новых ролях.