Зависимость от покупок в Интернете — это относительно новая форма шопоголизма, которая быстро распространяется. Это можно объяснить тем фактом, что сегмент онлайн-торговли неуклонно растет. Просто взгляните на статистику: 55% российских потребителей совершают онлайн-покупки как минимум раз в месяц.
Конечно, одна полезная покупка в месяц — не повод для паники. Как говорится, это приблизительный показатель. Некоторые люди настолько увлечены покупками в Интернете, что могут тратить большую часть своей зарплаты на вещи, которые им на самом деле не нужны.
Почему это происходит? Что побуждает к незапланированным покупкам в Интернете? Что, если привычка покупать онлайн становится устойчивой зависимостью?
Зависимость от покупок в Интернете — это чума 21 века
Мир онлайн-торговли стремительно развивается. Почти каждый день трейдеры устанавливают в it новые правила. Эти правила не всегда справедливы по отношению к покупателям. В 2016 году пользователи портала Habr объединились, чтобы изучить “честность” скидок во время крупнейшей распродажи на сайте AliExpress, которая ежегодно проводится 11 ноября. Согласно результатам мониторинга цен на более чем 400 000 товаров за предыдущие два месяца, 28% скидок были “поддельными” в день распродажи. То есть раньше эти товары продавались по ценам основной распродажи, но за несколько дней до этого цена была повышена, а затем снова упала.
Между тем, в 2018 году студентка из Китая была госпитализирована с острыми болями в животе из-за того, что в течение трех недель ела лапшу быстрого приготовления, чтобы сэкономить деньги на покупки во время Черной пятницы. [3] Другой житель Китайской Народной Республики весь день не отходил от компьютера и даже не ел в перерывах между интернет-заказами. В результате он потерял сознание и был госпитализирован. [4] Эти примеры доказывают, что увлечение покупками в Интернете опасно как для психического, так и для физического здоровья.
Причины зависимости от покупок в Интернете
Мы уже обсуждали зависимость от покупок (шопоголизм) и причины ее возникновения ранее. Зависимость от покупок в Интернете основана на схожих психологических механизмах, но есть и некоторые отличительные черты. Вот несколько причин зависимости от покупок в Интернете.
- Обманчивая доступность
Онлайн-продавцы делают все, чтобы дать покупателям ощущение доступности товара прямо здесь и сейчас. Не можете позволить себе новый смартфон? Заполните анкету, через минуту получите решение банка и заберите свой новый телефон. Заплатите позже, но с небольшим процентом. Такие механизмы побуждают людей совершать более дорогие покупки и делать их чаще.
- Маркетинговые механизмы
Механизмы онлайн-торговли таковы, что они направляют покупателя к принятию решения совершить покупку. Выражение маркетологов – “воронка покупателей” – звучит действительно угрожающе с точки зрения психологов.
Просто представьте, как вы ступаете на край водоворота и вас стремительно затягивает в пропасть. Именно это и происходит. Сначала вас просто интересуют некоторые товары. Затем вы видите тот же товар на других сайтах – контекстная реклама “догоняет вас”. Затем вы получаете письмо с темой “Вы кое-что забыли”, “Специальное предложение для вас, Джулия” или что-то в этом роде. Открывая письмо, вы видите, что товар стал намного дешевле. Многие не могут устоять перед искушением и решают это купить.
- Рекомендации лидеров общественного мнения
Влиятельные лица глубоко влияют на решения о покупке. Блоггеры с миллионной аудиторией могут убедить людей покупать точно такую же одежду, модель телефона или косметику, которые они выбирают сами. Большинство товаров, рекламируемых блоггерами, предоставляются им бесплатно. Обычные пользователи социальных сетей не могут рассчитывать на такую щедрость от крупных брендов, но не могут устоять перед покупкой, особенно когда любимый блогер “дает свою скидку”.
- Никаких “физических” расставаний с деньгами
Все покупки в Интернете совершаются на безналичной основе. Один этот факт облегчает процесс расставания с деньгами: когда вы не платите наличными, кажется, что вы не тратите деньги. Решиться на траты еще проще, если карта подключена к сервису кэшбэк или магазин обещает “вернуть часть покупки с бонусами”.
Таким образом, вы можете потратить на 20-30% больше, чем планировали.
- Никакого “живого контакта” с продавцом
В Интернете нет продавца, который следит за вами, пока вы рассматриваете товары на полках. Никто не спрашивает, нужна ли вам помощь, и не выносит оценочных суждений о том, насколько идеально вам подходит та или иная вещь. Это создает воображаемое чувство свободы и личного контроля над выбором, облегчая вам совершение покупки.
Признаки зависимости от покупок в Интернете (реальные истории)
Зависимость от покупок в Интернете включает признаки шопинга и интернет-зависимости: неконтролируемое желание совершать покупки, потеря контроля над временем, постоянная необходимость быть в курсе новых продуктов и продаж и т.д.
Вот несколько примеров того, как ведут себя люди, зависимые от покупок в Интернете.
- Частые покупки ненужных вещей
Частые покупки мелочей по принципу “заплатил и забыл” — это первый красный флаг. Желание купить что-нибудь для поднятия настроения может быть признаком развивающейся зависимости.
- Потеря контроля над расходами
Часто люди, зависящие от покупок в Интернете, тратят деньги до последнего, влезают в долги и превышают лимит по кредитным картам. Они могут испытывать сильную тревогу или даже впадать в депрессию из-за невозможности совершить еще одну покупку.
- Частые незапланированные покупки
Зависимый человек не может устоять перед искушением совершить выгодную покупку; в этот момент он /она забывает о чувстве ответственности перед семьей и приносит убытки совместному бюджету.
- Частые разговоры о покупках
Наркоману срочно необходимо поделиться импульсивной радостью от покупок с друзьями. Похоже, что он / она постоянно нуждается в одобрении и подтверждении того, насколько успешной и прибыльной была его /ее новая покупка.
- Пытаюсь избавиться от стресса с помощью покупок
Наркоман решает совершить еще одну покупку в подавленном состоянии, надеясь заглушить стресс от своих проблем положительными эмоциями от опрометчивой покупки. Однако вскоре радость сменяется осознанием потраченных денег, и они чувствуют стыд или вину за непродуманное решение.
Как понять, что вы зависимы от покупок в Интернете (тест)
Из приведенных ниже утверждений выберите те, которые типичны для вашего поведения.
1 | Я получаю посылки и довольно часто понимаю, что мне больше не нужны вещи, которые я купил. |
2 | Я совершаю покупки в Интернете, используя кредитную карту, а также занимаю деньги у друзей, родственников и т.д. |
3 | Я подписываюсь на списки рассылки магазинов и регулярно просматриваю их |
4 | Я провожу много времени на сайтах онлайн-покупок, посещаю их несколько раз в неделю |
5 | Я не могу закрыть веб-сайт интернет-магазина, пока не сделаю другой заказ или не добавлю что-то в список пожеланий |
6 | Я регулярно читаю обзоры товаров, смотрю видеообзоры и слежу за покупками блогеров |
7 | Иногда мне просто нужно заказать что-нибудь, чтобы почувствовать себя лучше. |
8 | Я часто делюсь своими находками в интернет-магазинах с другом |
9 | Я довольно часто не помню точно, что я заказал к моменту получения посылки. |
10 | Моя семья обеспокоена моим финансовым положением. |
Если вы отметили 7 или более утверждений, вам следует подумать о том, чтобы научиться контролировать свои покупки в Интернете.
Как самостоятельно преодолеть зависимость от покупок в Интернете
Вы можете научиться самостоятельно контролировать опрометчивые решения об онлайн-покупках. Вот несколько способов и советов от психологов.
- Проанализируйте свое покупательское поведение
Подумайте о своих прошлых покупках в Интернете и попытайтесь понять, что побудило вас совершить их, в каком настроении и состоянии вы были и что вы чувствовали после этого. Важно найти ”спусковой крючок», который подталкивает вас к неконтролируемым тратам. Скорее всего, зависимость основана на какой-то психологической проблеме или потребности, которую вы пытаетесь удовлетворить. Это нужно проработать отдельно.
- Контролируйте свое время в Интернете
Признайтесь откровенно, сколько времени вы тратите в онлайн-магазинах, потребляя брендированный контент в социальных сетях и просматривая видеоролики о товарах на Youtube? В конце концов, вы могли бы потратить столько же времени на образовательные и профессиональные порталы, читать блоги о саморазвитии и смотреть каналы о путешествиях. В Интернете есть много действительно полезной информации, которая помогает улучшить качество жизни.
Составьте приблизительный план того, сколько времени в день вы будете тратить на просмотр полезных ресурсов, ответы на сообщения друзей и просмотр того, чем они делятся с вами. Посещайте сайты онлайн-покупок не чаще одного раза в неделю.
- Ограничьте поток рекламной информации
Мы живем в насыщенном медиапространстве, и полностью оградить себя от влияния рекламы невозможно. Однако мы можем ограничить поток рекламы в Интернете.
Установите специальное расширение для браузера, которое будет блокировать всплывающие окна и рекламные баннеры.
Удалите сайты онлайн-покупок из закладок браузера.
Отпишитесь от рекламных электронных писем или настройте свою электронную почту так, чтобы все электронные письма магазина помещались в отдельный ящик, который вы будете просматривать не чаще одного раза в неделю.
- Составьте список и установите лимит покупок
В начале месяца составьте список необходимых покупок и установите ограничение на сумму, которую вы позволите себе потратить на незапланированные покупки. Следуйте этому списку в течение месяца. В конце месяца проанализируйте свои расходы. Это легко сделать с помощью специального мобильного приложения, в которое нужно ежедневно вводить информацию о покупках, разделяя их по категориям.
Через некоторое время вы научитесь лучше контролировать свою привычку покупать ненужные вещи.
- Будьте критичны
Определите список критериев, которым должен соответствовать товар. Постарайтесь трезво оценить все «за» и «против», соотносить цену с полезными свойствами, а не с имиджем бренда, и избегайте таких рекламных стимулов, как “бестселлер», “шокирующая цена” и т.д.
- Не делайте покупок в Интернете в одиночку
Если вы знаете, что во время продаж ваша способность критически мыслить сильно снижается, вы можете попросить помощи у близких. Обсудите потенциальную покупку с кем-то, чьему мнению вы доверяете.
- Сосредоточьтесь на других хобби
Найдите интересные занятия, которые также потребуют материальных ресурсов, но принесут вам больше пользы, чем покупки в Интернете. Например, начните посещать бассейн или курсы иностранного языка. Инвестиции в здоровье и будущее гораздо важнее, чем немедленное желание что-то купить.
- Отложите часть своего дохода на более крупную цель
Возможно, вы думаете, что не стоит мечтать о покупке личной квартиры или скорой поездке за границу, а небольшие покупки могут хоть как-то скрасить вашу жизнь. Попробуйте отказаться от них и отложите деньги на банковский депозит. Помните известное выражение: “Кого волнует, сколько лет твоим кроссовкам, если ты ходишь в них по Парижу?” Пройдет время, и вы осуществите свои мечты и будете гордиться собой, потому что сделали правильный выбор.