В этой статье мы расскажем о том, что собой представляют данные изделия, а также о том, каковы особенности их производства и эксплуатации. Рассмотрим, где используются железобетонные шпалы б у, и какие требования предъявляются к производителям данного вида материалов.
Сначала под железнодорожные рельсы подкладывали каменные бруски. Чуть позже камень заменили деревом, которое не только обладало лучшие амортизационные качества, но и было проще в плане механической обработки. Впрочем, ситуация кардинально изменилась только тогда, когда началось производство железобетонных шпал.
Немного истории
Как уже было сказано, история железных дорог насчитывает несколько разновидностей подпорок, которые укладываются под рельсы. Все решения имели ряд эксплуатационных недостатков. Например, камень был чрезвычайно сложен в обработке и имел более низкие амортизационные свойства. Кстати, челночную шпалу вы можете приобрести на страницах нашего специализированного сайта.
Кроме того, несмотря на кажущуюся прочность, эти плиты были не самым долговечным решением, так как вследствие длительного механического воздействия трескались и приходили в частичную или полную негодность.
Немного лучше было с изделиями из древесины. Такие шпалы просмалівают для защиты от негативного влияния факторов внешней среды. Но древесина, рано или поздно, несмотря на специальную обработку, гниет. И, как результат, железнодорожные пути требуют ремонта.
Несмотря на неплохие амортизационные качества, древесина имеет один существенный недостаток — это высокая цена пиломатериалов, даже с учетом простоты их механической обработки. Ситуация изменилась к лучшему во второй половине двадцатого века, когда были разработаны первые шпалы из железобетона.
Несмотря на то что деревянные изделия и по сей день применяются на второстепенных ветвях, именно железобетонные конструкции небезосновательно считаются наиболее современным и перспективным решением.
Основные характеристики
Инструкция по применению железобетонных шпал на территории постсоветского пространства апробирована в течение более чем 40 лет.
Согласно Гост 23009, современные бетонные шпалы представляют собой реечные опоры, изготавливаемые в виде брусьев с переменным размером и формой сечения. Изделие армируется арматурной проволокой с диаметром сечения 3-6 мм в зависимости от модификации.
В процессе эксплуатации изделие укладывается поверх балластного слоя. Относительно обычных дорогах как балластной насыпи применяется крупноразмерный щебень, а при обустройстве метрополитена применяется бетонное основание плитного типа.
Изделия из напряженного железобетона, используемые в качестве подрельсовых опор, это оптимальное решение, как для бесстыкового, так и для других категорий путей.
Актуальность данных конструкций объясняется рядом технических и эксплуатационных преимуществ, среди которых:
- длительный эксплуатационный ресурс;
- оптимальные показатели устойчивости к негативным воздействиям факторов внешней среды;
- устойчивость к механическим нагрузкам;
- неподверженность к гниению в течение всего ресурса эксплуатации;
- возможность монтажа на путях с любым уровнем загруженности;
- относительно невысокая цена;
- минимальные затраты, необходимые для эксплуатационного обслуживания;
- простота укладки и монтажа, в сравнении с деревянными аналогами;
- абсолютная идентичность типоразмеров форм и веса, что гарантирует удобство транспортировки и отгрузки.
Есть недостатки, способные негативно сказаться на использовании этих ЖБИ?
Таких недостатков немного:
- Во-первых, это возможность усталостного разрушения бетонной конструкции и, как следствие, необходимость периодического осмотра путей.
- Во-вторых, вес железобетонной шпалы (270 кг) делает невозможным ее монтаж своими руками без применения спецтехники. Поэтому, в отличие от деревянных аналогов, бетонные конструкции устанавливаются с помощью специализированных шпалоукладчіков.
Сфера и условия применения
Шпалы, изготовленные с применением предварительно напряженного железобетона, широко применяются при строительстве железнодорожных путей транспортного сообщения по всему миру.
Учитывая разнообразие климатических условий, в которых осуществляется эксплуатация этих изделий, а также различную степень механических нагрузок, до производства шпал, так же как и к качеству готового изделия, предъявляются повышенные требования.В итоге, в зависимости от благоприятности условий применения, эти ЖБИ могут использоваться в теченіе30-60 лет.
Повсеместное вытеснение привычных деревянных опор железобетонными аналогами объясняется не только прочностью и долговечностью, но и сжатыми сроками изготовления.
Например, для производства готовых к монтажу ЖБИ необходимо всего лишь несколько часов, что очень удобно когда речь идет о строительстве крупной ветви и необходим постоянный подвоз больших объемов стройматериалов. Опять же ЖБИ можно ремонтировать и адаптировать для эксплуатационных нужд применяя алмазное бурение отверстий в бетоне.
Важно: Шпалы, изготавливаемых отечественными производителями с применением предварительно напряженного железобетона в соответствии с требованиями ГОСТ, по несущей способностью и материалоемкости превосходят зарубежные аналоги.