По мере того, как системы искусственного интеллекта (ИИ) становятся все более совершенными, он используется для создания и изобретения все большего количества новых вещей.
Например, в октябре прошлого года искусство, созданное искусственным интеллектом, попало в заголовки газет, когда нью-йоркский аукционный дом Christie’s продал произведение искусства, созданное искусственным интеллектом, за 432 000 долларов.
Искусственный интеллект также используется в производстве музыки, и вокруг использования искусственного интеллекта в музыке строится новая индустрия. Музыкант Тарин Саузерн использовала платформу искусственного интеллекта под названием Amper для создания целого альбома под названием I AM AI. Альбом стал первым альбомом, полностью сочиненным и спродюсированным с использованием искусственного интеллекта.
Затем есть ИИ в качестве изобретателя. Запатентованная система искусственного интеллекта под названием “DABUS”, созданная доктором Стивеном Талером, может разрабатывать новые идеи. Эта запатентованная машина для творчества уже разрабатывает такие изобретения, как ”фрактальный контейнер» – контейнер для пищевых продуктов, в котором используются фрактальные конструкции для создания углублений и выпуклостей по бокам. Такая конструкция может способствовать более плотному прилеганию контейнеров, делая их более безопасными при транспортировке. Еще одним преимуществом является то, что роботизированным рукам будет легче поднимать их и захватывать.
Также была изобретена лампа под названием “нейронное пламя», которая предназначена для ритмичного мерцания, имитирующего паттерны нейронной активности, сопровождающие формирование идей. Такой дизайн затрудняет игнорирование и, таким образом, привлекает повышенное внимание.
В тестовом примере человек-создатель DABUS работал с патентными поверенными над подачей патентов на эти два изобретения, причем DABUS был назван изобретателем. Это вызвало настоящий переполох в кругах патентного права, поскольку обычно предполагалось, что изобретателем для целей патентного права может быть только человек. Но по мере развития ИИ, почему машина не должна быть изобретателем для целей патентного права? По крайней мере, вокруг этого вопроса необходимо провести дискуссию.
Некоторые считают, что изобретения, созданные искусственным интеллектом, вообще не должны подпадать под патентную защиту, и что в лучшем случае они должны получить меньшую форму защиты. Другие утверждают, что им должна быть предоставлена патентная защита. Но если бы им были выданы патенты, кто был бы назван изобретателем и “владел” ими?
Когда дело доходит до произведений, защищенных авторским правом, таких как искусство и музыка, многим странам требуется человек-создатель. Международное законодательство об авторском праве основано на идее человека-“автора”. Если такого автора-человека нет, защиты авторских прав не существует. Но некоторые страны, включая Великобританию, нашли способ обойти эту проблему.
В Великобритании произведение, защищенное авторским правом (например, книга, программное обеспечение, произведения искусства или музыка), созданное искусственным интеллектом, может иметь право на защиту авторских прав. Это связано с тем, что законодательство Великобритании в таких случаях “считает” автором человека – это лицо, которое предпринимает меры, необходимые для создания произведения. Итак, “автором” будет человек, который написал алгоритм (ы) и используемые нейронные сети, настроил и обучил их.
Выяснение того, кому принадлежат произведения и изобретения, созданные с помощью искусственного интеллекта, и как они защищены (посредством патентов, авторских прав или какой-либо другой более ограниченной формы защиты интеллектуальной собственности), станет следующей крупной дискуссией в мировом законодательстве об интеллектуальной собственности (ИС).
Но колеса глобального права интеллектуальной собственности вращаются медленно, и на реализацию международных договоров, регулирующих подобные вещи, могут потребоваться годы. Тем временем мы можем ожидать, что отдельные страны, по возможности, примут свои собственные законы. Это будет проще для авторского права, чем для патентов.
Таким образом, может пройти некоторое время, прежде чем у нас появится ясность в отношении того, как закон об интеллектуальной собственности защищает произведения, созданные искусственным интеллектом. До тех пор компаниям, использующим ИИ, необходимо будет предпринять ряд практических и договорных шагов, чтобы гарантировать, что созданное принадлежит им и защищено законом об интеллектуальной собственности.
На данный момент ИИ часто будет просто инструментом, используемым в творческом процессе. Если компания не владеет данным искусственным интеллектом, то необходимо соблюдать осторожность при согласии с любыми условиями лицензии на его использование и с тем, что они говорят о том, кому принадлежит то, для создания чего используется инструмент.
ИИ обычно нужно “обучать”, предоставляя ему большие объемы данных – именно так работает машинное обучение. Кому принадлежат эти данные и любые условия, необходимые для их использования, также необходимо проанализировать, чтобы убедиться в отсутствии утечки IP-адресов другим лицам.
Сохранение конфиденциальности алгоритмов, где это возможно, также разумно, как и документирование того, кто запрограммировал и / или создал искусственный интеллект, и любых используемых обучающих данных. Все, кто участвует в создании интеллектуальной собственности, должны передать свои права вам как владельцу бизнеса и согласиться соблюдать конфиденциальность, где это уместно.