Характеристика фармацевтического рынка

Фармацевтический рынок представляет собой часть рынка потребительских товаров и услуг, имеет определенные особенности, которые существенно влияют на его организацию. К отличительным особенностям фармацевтического рынка относят:

♦ тенденция к мировой глобализации;

♦ широкий ассортимент лекарственных средств;

♦ длительный цикл разработки лекарственных средств;

♦ высокая наукоемкость;

♦ большое разнообразие технологических процессов, видов оборудования, сырья и материалов, используемых при изготовлении лекарственных средств;

♦ частые изменения, расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции;

♦ зависимость спроса от эпидемий, стихийных бедствий, других экстремальных ситуаций. Тенденция к мировой глобализации обусловлена определенными факторами. Во-первых: общая для всего человечества потребность в сохранении и восстановлении здоровья, стремление к удлинению срока жизни. — подробнее про повышение OEE

Во-вторых: подобные динамика заболеваемости и патофизиологические механизмы протекания болезней в разных странах мира.

В-третьих: современные высокоскоростные технологии обмена инновационными технологиями и результатами научно-исследовательских работ.

В-четвертых: высокая стоимость разработки и внедрения новых лекарственных средств, что требует интеграции усилий.

В-пятых: стремление фармацевтических компаний к захвату большей части фармацевтического рынка.

В-шестых: совместные международные стандарты изготовления (GLP,GCP, GMP) дистрибуции и фармацевтической практики (GDP, GPP) хранения и транспортировки лекарственных средств (GSP).

Примером интеграционных процессов в фармацевтической отрасли может быть процесс, который начала компания «Байер». С 1999 г. препараты под маркой «Байер» в Украине представляли сотрудники компании ООО «Фармонікс» (в 2007 г. они начали свою работу в представительстве «Шеринг АГ»). В 2007 г. началось юридическое объединение деятельности ООО «Байер» и представительства «Шеринг АГ». После такой интеграции «Байер» занял девятое место в рейтинге производителей фармацевтической продукции в Украине. Среди основных причин, побудивших фирмы к интеграции, были такие. Во-первых, компании, которые проводят собственные исследовательские работы, требующие больших инвестиций, должны иметь определенные размеры для минимизации рисков, связанных с разработкой новых лекарственных средств. Объединение компаний «Байер» и «Шеринг АГ» усиливает мощный научно-исследовательский потенциал и открывает дорогу в первую десятку мировых производителей специализированной фармацевтической продукции. После объединения компаний портфель лекарственных средств существенно расширился.

Система обеспечения лекарственными средствами в Украине имеет три основных этапа:

  1. Поставка лекарственных средств отечественных производителей.
  2. Централизованная закупка импортных лекарственных средств.
  3. Поставка лекарственных средств хозяйствующими субъектами различного ведомственного подчинения и форм собственности.
    Согласно системы обеспечения количественная емкость фармацевтического рынка Украины состоит из:

♦ объемов производства лекарственных средств отечественными производителями;

♦ импорта лекарственных средств;

♦ складских запасов.

Структура фармацевтического рынка — система взаимосвязанных и взаимодействующих субъектов и объектов с выработки, распределения и потребления лекарственных средств, а также факторов, оказывающих на них влияние.

Субъекты фармацевтического рынка — участники рынка, которые оказывают активное влияние на его объекты и состоят из следующих подсистем:

♦ Управления и регулирования — представлена органами надзора за фармацевтической деятельностью, контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств на международном, государственном и региональных уровнях.

♦ Производства и распределения — представлена отечественными производителями фармацевтической продукции, зарубежными компаниями, оптовыми и розничными организациями.

♦ Фармацевтической информации — представлена специализированными информационно-аналитическими изданиями, агентствами, консалтинговыми компаниями и тому подобное.

♦ Подготовки кадров — представлена подготовкой специалистов по направлению «Фармация» (провизоры, фармацевты), специалистов по производству лекарственных средств, менеджеров и маркетологов, ориентированных на фармацевтическую отрасль.

o Профессиональные общественные организации.
o Потребления — представлена разными типами покупателей фармацевтической продукции.
Потребители фармацевтической продукции — сложная подсистема субъектов фармацевтического рынка, отличающиеся по мотивам потребления фармацевтических и па-рафармацевтичних товаров, имеют разные ценностные ориентиры в их приобретении, отличаются по назначению и процессом потребления. Различают следующие типы потребителей:

o Институциональные потребители — фирмы-производители фармацевтической продукции: государственные и организации негосударственной формы собственности, которые покупают товар с целью дальнейшего использования. Существует три категории потребителей, относящихся к этому типу:
o производители лекарственных средств, которые в технологическом процессе используют фармацевтическую продукцию других производителей;
o лечебно-профилактические учреждения;
o оптовые и розничные аптечные учреждения, фармацевтические фирмы.
o Конечные потребители — пациент, члены его семьи, использующие товары фармацевтического производства для личного или семейного потребления.
o Промежуточные потребители — медицинские работники, назначающие лекарственный средство с целью его использования в условиях стационара, клиники, санатория, профилактория и т. п. или выписывают рецепт на лекарственное средство, использовать его во время амбулаторного лечения.
Объекты фармацевтического рынка:

o фармацевтические товары и услуги;
o парафарамацевтические товары;
o фармацевтическая информация;
o вкусы и предпочтения потребителей;
o платежеспособная потребность;
o качество продукции;
o технологии;
o и тому подобное.
Субъекты и объекты фармацевтического рынка активно влияют друг на друга и имеют количественные и качественные характеристики. Субъект характеризуют такие параметры, как количество, организационно-правовая форма и форма собственности, степень концентрации, положения на рынке и тому подобное.

На фармацевтическом рынке Украины активно работают отечественные производители: АО «Фармацевтическая фабрика «Дарница», АО «Киевмедпрепарат», АО «Фармак», АО «Бор-щагівський ФЗ», АО Фармацевтическая фабрика «Здоровье», АО «Галич-фарм» и др. Однако в последние годы интенсивно растет объем импортных препаратов, доля которых на отечественном фармацевтическом рынке составляет более 70 % общего объема рынка.

Согласно данным Госкомстата, в Украине по состоянию на 01.05.2005 г. насчитывалось более 21 тыс. аптек вместе со структурными подразделениями, из которых 31 % — государственной и коммунальной собственности, 27 % — частной, 42 % — коллективной формы собственности. Относительно оптовых фармацевтических организаций, то в Украине функционируют государственные (ГАК «Лекарства Украины»), коммунальные (аптечные склады областного подчинения), коллективные (например, Львовское АО «Данфарм») и частные (например, Харьковская частная фирма «Мегаполис») оптовые фармацевтические предприятия, а также фирмы с частичной (СП Ооо «Гедеон Рихтер — Укрфарм» в г.Киеве) и стопроцентной (киевская «Протек-фарма») иностранными инвестициями.

Посредническую сеть фармацевтического рынка представлено независимыми посредниками (оптовые организации) и розничной аптечной сетью. Кроме того, на фармацевтическом рынке функционируют дистрибьюторы. Сектор оптовой торговли лекарственными средствами пережил бурный рост и вступил в стадию зрелости, что характеризуется изъятием с рынка мелких оптовых торговцев, укрепление позиций национальных и региональных лидеров.

После 2005 г. основное внимание на фармацевтическом рынке направлено на розничную сеть аптечных учреждений. Она расширяется за счет мелко-розничной торговли лекарственными средствами и товарами медицинского назначения — аптечные киоски и аптечные пункты. В Украине усилилась тенденция к формированию фирменных аптечных сетей, что связано со стратегией оптовиков на активное продвижение своего ассортимента, увеличение возможностей контроля за этим процессом.