Minecraft

Minecraft — одна из самых успешных компьютерных игр в истории, которая уступает лишь Tetris. По состоянию на 2017 год ее совокупные продажи по всему миру превысили 122 млн копий, а количество уникальных игроков — 55 млн. Чтобы бороться с зависимостью детей от игры или хотя бы вернуть ее в полезное русло, компания Microsoft создала образовательную версию игры — MinecraftEdu.

О том, как и зачем игру применяют в украинских школах, мы поговорили с Ларисой Андрейченко, совладельцем Britannica School, где Minecraft используют на уроках уже больше года.

Международный опыт

Игра была создана в 2011 году. Игрок путешествует по трехмерным миром, состоящим из кубических блоков. Он может свободно перестраивать его, создавая из блоков сложные сооружения. Это делает Minecraft схожей на конструктор LEGO.

Minecraft не ставит перед игроком каких-либо однозначных целей, но предлагает ему множество возможностей и занятий. Например, исследование мира, создание разнообразных конструкций и предметов.

Образовательная версия MinecraftEdu — продается только школам, физические лица купить ее не могут. Главная особенность в том, что учитель сам может создавать виртуальный мир, используя собственные методы ведения урока. При этом в игре нет сказочных персонажей и возможности убивать.

Screenshot_1

В школах Швеции Minecraft является обязательной частью программы с 2013 года. В Австралии игру используют на уроках естествознания, в США — для изучения истории. А в Северной Ирландии игровую платформу установили не только все средние школы, но и библиотеки.

В сентябре этого года появилась украинская локализация игры. Сейчас ее ввели в свои учебные программы уже 92 школы в стране. До 31 января Microsoft предлагает школам, которые используют Windows 10, годовую бесплатную версию MinecraftEdu. В Britannica School тестовую версию этой игры используют в обучении уже год.

Как это работает

В прошлом году в Britannica School появился пилотный класс, который тестировал MinecraftEdu. Увидев первые результаты, руководители школы решили, что научить игре нужно всех учителей. Чтобы те потом интегрировали Minecraft в любые уроки, где игра уместна. Используют методику только в младших классах, старшим ученикам игра уже не столь интересна.

В начале урока дети закрепляют изученный материал, а затем выполняют задания в Minecraft. Например, ищут сундук, а чтобы ее открыть, решают примеры и задачи. Если решение правильное, сундук открывается, а в ней — свиток с новым заданием. Каждый учитель сам решает, сколько уроков с Minecraft будет в учебном году.

TER_7262

Дети работают в группах. Так они учатся сотрудничать в команде: возникают споры, дискуссии. Учащиеся выбирают руководителя команды, который видит работу всех ее членов и может проектировать.


portrait

«В учебной игре хорошо развиваются навыки командной работы и коммуникации. Учащиеся могут работать в парах или командах. Например, им нужно создать определенный мир, а как это сделать, если другой член команды не хочет? Нужно договариваться. В этой методике мы больше делаем акцент на навыках, а не знаниях. Но детям интересно, они выполняют задания, изучая при этом материал. Ведь интереснее решить какой-то пример в Minecraft, чем просто переписывая из учебника», — рассказывает Лариса Андрейченко, совладелец Britannica School.


Дети общаются в игровом чате, который может быть на украинском или английском языке. Учитель исправляет ошибки, корректирует. Это учит детей вести современную коммуникацию в мессенджерах (Viber, Facebook и т. п) и хорошо развивает креативное мышление.

Урок

Мы побывали на уроке украинского языка с использованием Minecraft. Занятие начинается с того, что преподаватель говорит о теме урока и делает опрос по уже пройденному материалу: что такое имя существительное, его род, число и падеж.

Сначала дети отвечают на вопросы устно, а затем повторяют материал с помощью игры. У каждого на парте стоит нетбук, на котором он играет в созданном учителем мире.

Ученики управляют персонажем, перед которым появляются различные задачи. Например, чтобы открыть сундук, необходимо выбрать, какое из предложенных слов не является существительным.

Иногда ученики обращаются к преподавателю за помощью или консультацией. Видно, что в игровой системе они разбираются хорошо. А если при этом усвоили тему урока, то проблем с прохождением уровней Minecraft не возникает.

TER_7306

Подготовка учителей

В Britannica School говорят, что первое время учителям приходилось засиживаться над разработкой уроков в Minecraft. Но сейчас они уже перешли на тот этап, когда новые уровни им помогают создавать ученики.

Они садятся все вместе за компьютеры, и каждый работает над определенной частью мира: все прописывают и проговаривают. Если раньше на создание одного урока учитель тратил два дня, то сейчас с помощью детей может справиться за один вечер.

Важно уметь адаптировать задачи из школьной программы для Minecraft. Не просто строить мир, разрушая или создавая блоки, а связать это с решением определенных задач.

«Не было никаких методических разработок или рекомендаций, которые мы могли бы использовать. Все, что мы имеем, — это наши собственные наработки. И, конечно, их еще необходимо совершенствовать», — говорит руководитель школы.