Как Эртугрул воскресил мусульманское воображение

Фильм, финансируемый ливийским диктатором Муаммаром Каддафи и снятый режиссером Мустафой Аккадом, рассказывает историю Омара Мухтара, легендарного ливийского и сенуситского революционера, который боролся против итальянского колониализма в начале 20 века.

Когда в 1981 году фильм появился в кинотеатрах по всему миру, движения сопротивления от Палестины до Кашмира заискивали перед словами старика Мухтара (его играет Энтони Куинн), учителя, ставшего командиром повстанцев, который противостоял фашистской Италии на пике своего могущества.

“Мы противостояли вам 20 лет. И с Божьей помощью мы останемся с вами до вашего конца”, — говорит Мухтар итальянцам в фильме.

Фильм Мустафы Аккада 1981 года отдал дань уважения Омару аль Мухтару, который провел 20 лет, сражаясь против итальянской оккупации Ливии.

Мухтар и его банда из нескольких сотен бойцов-бедуинов верхом на лошадях, вооруженных винтовками и закутанных в джалабию, противостояли современной итальянской армии, вооруженной танками и пулеметами, которая проявляла невероятную жестокость по отношению к североафриканцам, в том числе разлучала семьи, сжигала урожай и поля и строила концентрационные лагеря, в которых погибли десятки тысяч.

Мухтар отказался отвечать тем же, придерживаясь исламской этики войны, которая верила в достоинство даже по отношению к врагам. В самой Италии фильм был запрещен к выпуску и не показывался по телевидению до 2009 года.

Мухтар, будучи ученым, бойцом и суфием, сражался по образцу Имама Али, любимого двоюродного брата пророка Мухаммеда и четвертого халифа суннитского ислама. Омар Мухтар был известен как “Лев пустыни” за свою храбрость: Пророк называл Али Асадуллой, что в переводе с арабского означает “Лев Божий”.

В рецензии, опубликованной в то время в New York Times, критик Дрю Миддлтон описал «Льва пустыни», в котором снялись Оливер Рид и Джон Гилгуд, как лишенный нюансов и представляющий итальянцев более суровыми, чем они, вероятно, были.

“Итальянская кампания в Ливии остается примером необузданного империализма, [но] некоторые кинозрители могут задаться вопросом, не является ли фильм средством пропаганды арабского дела. [Аккад] — араб, и поэтому его симпатии на стороне Мухтара и его веселых людей ”.

Для тех, кто не видел «Льва пустыни» на экранах своих кинотеатров, он в конечном итоге попал на кассеты VHS по всему миру, распространялся контрабандой и демонстрировался борцам, сопротивляющимся оккупации, и протестующим, бросающим вызов авторитаризму.

Один ливиец, сотрудничающий с итальянским государством, призывает Мухтара подчиниться захватчикам. “Они — правительство этой страны”, — умоляет он.

“Нет“, — отвечает Мухтар. “Они захватывают эту землю днем. Но, клянусь Аллахом, мы забираем ее обратно ночью”.

“Вы не можете выиграть эту войну, ” продолжает коллаборационист, “ ваша кровь против их металла”.

Голливуд и мусульмане

«Лев пустыни» растоптал общепринятую цивилизованность западной современности и был кинематографической аномалией в изображении сопротивления колониализму 20-го века. Для мусульман всего мира Омар Мухтар был не просто героем Ливии, он был символом общеарабских идеалов, мусульманским героем, упорным антиимпериалистом, который противостоял несправедливости, смело и благородно сражаясь в течение 20 лет.

“Наш долг перед Богом — защищаться от тех, кто выгнал нас из наших домов”, — говорит Мухтар на экране.

Эпопея была выпущена как раз в тот момент, когда просмотр телепередач увеличился во всем мире, с появлением и взрывом видео. Однако количество популярных фильмов или постановок высокого уровня, которые осмеливались рассказывать об уровне империалистических преступлений против мусульманских обществ или почитаемых мусульманских лидеров, было небольшим.

Очернение арабов и мусульман в западной культуре включает в себя (слева) Executive Decision, Homeland и Call of Duty (Silver Pictures, Showtime, Activision).

К концу 1980-х годов мир был потрясен окончанием холодной войны. Голливудские злодеи сменили советских каторжников на коричневых мусульман с полотенцами, обернутыми вокруг головы: даже в добротном блокбастере «Назад в будущее» (1985) террористы-неудачники изображены мусульманами и арабами (по совпадению, в данном случае ливийцами). В конце 1980-х и 1990-х годах ситуация только ухудшилась, когда такие блокбастеры, как «Рэмбо III» (1988), «Правдивая ложь» (1994) и «Исполнительное решение» (1998), усилили карикатурность.

Единственными фильмами того времени, в которых фигурировали персонажи-мусульмане с искупительными качествами, были биографии суперзвезд, таких как Малкольм Икс (1992) и Али (2001): даже тогда это были биографии американцев, чья религиозная идентичность была либо случайной, либо недооценивалась.

Пост 9/11 и купорос достигли новых высот в телешоу и видеоиграх, таких как 24, Homeland и франшиза Call of Duty, поскольку мусульман заставляли лизать сапоги злобному и мстительному западному воображению.

Между тем, возглавляемые Западом вторжения на Ближнем Востоке и в Афганистане только углублялись, оставляя за собой след клиентских режимов и опустошая страны с мусульманским большинством во многих регионах. Подростки, которые когда-то управляли виртуальными персонажами в игровой автомате neighborhood, теперь управляли беспилотниками ВВС США, зависшими над Йеменом, Пакистаном и Сомали, чтобы лишать жизни мусульман.

На большом экране, как и в реальной жизни, Омар Мухтар был схвачен и выставлен напоказ своим угнетателям. “Мы никогда не сдадимся. Мы победим или умрем”, — говорит Муктар итальянскому генералу после своего ареста. “И не думайте, что на этом все заканчивается. У вас будет следующее поколение, чтобы сражаться; а после следующего — следующее. Что касается меня, я проживу дольше, чем мой палач ”.

16 сентября 1931 года Мухтар был повешен на глазах у 20 000 человек в концентрационном лагере в Сулуке.

Эртугрул: легенда воскресла

10 декабря 2014 года новое телевизионное шоу, или “дизи”, как их еще называют, впервые вышло в эфир в Турции на TRT 1.

«Дирилис: Эртугрул» (Resurrection: Ertugrul), созданный Мехметом Боздагом, рассказывает здесь историю молодого воина из Анатолии 13 века, который отправляется на миссию по поиску постоянного дома для своего тюркского племени, известного как кайи, которые жили кочевниками в степях Центральной Азии. Там они ищут убежища от непогоды, преодолевают нехватку продовольствия суровыми зимами и сражаются с мародерствующими христианскими крестоносцами и монголами.

В то время так называемый исламский мир, каким он является сейчас, пребывал в смятении, а империи, подобные Айюбидам и Сельджукам, были тенью самих себя. Эртугрул (его играет Энгин Алтан Дузятан), сын Сулейман-шаха, преследует мечту объединить мусульман и, наконец, обеспечить дом для туркменских племен.

Для достижения этой цели он движется на запад, в Анатолию, большой полуостров, который сейчас составляет основную часть современной Турции. В это время империя сельджуков, считавшаяся гегемоном более широкого региона между 1037 и 1194 годами, пострадала от боевых действий и проникновения как Византии, так и вторгшихся монголов. И именно в пределах Сельджукского султаната Рум, который отделился от более крупной империи сельджуков в 1077 году, происходит большая часть действий Dirilis: Ertugrul.

Эртугрул и его подразделение элитных воинов, известное как Альпы, сражаются с тамплиерами, крестоносцами, византийцами и монголами, а также с несколькими пособниками в их собственном лагере и предателями в самом Риме, и все это в попытке завоевать дом в Анатолии.

Вскоре Эртугрул становится ключевым командиром и начинает консолидировать тюркские племена, когда солнце начинает садиться над султанатом Рум. Его подвиги, победы и вдохновляющее лидерство в конечном итоге прокладывают путь к формированию новой империи. Наследником Эртугрула, в конце концов, является Осман – возможный основатель Османской империи.

«Дирилус: Эртугул» закончился в мае 2019 года после пяти сезонов. Каждый сезон состоял из 30 двухчасовых серий за сезон – в целом, это около 150 фильмов. На Netflix, где фильм был выпущен на международном уровне, он был отредактирован, чтобы вместить около 80 серий по 40 минут в каждом сезоне.

Иллюстрация Мохамада Эласара

Смотреть «Дирилис: Эртугрул» — это марафонское усилие. Каждая двухчасовая часть имеет свою сюжетную линию: интрига, моральная дилемма, кровавые сражения и кульминационный финал. Несмотря на это, его репутация и популярность продолжают расти более чем через год после окончания, превосходя время, пространство и само телевидение.

Как и «Лев пустыни», шоу рассказывает об истории мусульман, исламских идеалах и сопротивлении тирании. Социальные кодексы и ценности не просто релятивны, они являются нормой; самодостаточная вселенная мыслей и практик, где мусульмане могут видеть себя героями, злодеями, коллаборационистами, а не карикатурами, написанными посторонними.

В «Дирилис Эртугрул» противостояние несправедливости или жестокости — это не высокие идеалы, они основаны на вере. Но, в отличие от «Льва пустыни», эта история неподвластна сопротивлению. Речь идет о преодолении – и победе.

В Турции сериал открыл новые горизонты и собрал множество поклонников (и сопровождающий его снарк). Те, кто знаком с растущим авторитаризмом и популизмом президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, указывают на то, как его правящая партия справедливости и развития (ПСР) инструментализировала шоу, используя актеров, музыку и образы для продвижения своей повестки дня и оказания влияния на своих избирателей.

Вольно или нет, Дирилис: Эртугрул стал олицетворением того, что турецкие секуляристы считают исламизацией искусства и культурного пространства в стране. Благодаря удобному изображению исламских ритуалов и скромности, присущей тюркизму, шоу было расценено некоторыми политическими оппонентами Эрдогана как педантичное, простоватое и ревизионистское.

Со своей стороны, продюсеры сериала и даже его актеры не предприняли особых попыток отделить себя от использования турецким государством сериала в качестве поставщика общественного воображения. Некоторые комментаторы даже указали на определенные дуги в сюжетных линиях, которые, похоже, предполагают, что Дирилис: Эртугрул является символом неоосманского возрождения, задуманного партией ПСР, и где бессмертный Эртугрул на самом деле является нетленным Эрдоганом.