Катти Сарк

ЧЕМ СЛАВЕН КЛИПЕР «КАТТИ САРК»?

Так, в 1870 году время для парусников, пусть даже и очень быстрых, заканчивалось. Но именно в этом году в шотландском городке Дамбартон (Dumbarton) на воду был спущен еще один чайный клипер под названием «Катти Сарк». Владелец клипера, Джон Уиллис (John Willis), был горячим поклонником парусного флота. Настолько горячим, что когда ему удалось перекупить у Ост-Индской компании пароход «Пенджаб», он снял с него паровой двигатель, поставил паруса, несколько удлинил корпус и превратил на клипер «Твид». — музей Катти Сарк

Судно выглядело массивным, но ход у него был очень хорошим. Поэтому Джон Уиллис требовал скопировать корпус нового корабля с корпуса «Твида», надеясь что благодаря этому мореходные качества нового клипера будут замечательными. Тем более, что конструктивно корабль находился на высшем уровне тогдашнего парусного кораблестроения. Остов у него был чугунный, обшивка ниже ватерлинии — из специального сплава меди и цинка, который охранял днище корабля от обрастания ракушками. Выше ватерлинии борта обшивали досками из тика и вяза. Эти древесные породы не гниют в морской воде.

Странное название корабля — тоже выдумка Уиллиса. «Cutty Sark» по-шотландски «Короткая рубашка». При чем здесь рубашка? При том, что ее надела на бесовской шабаш одна не слишком старая ведьма. Рубашка была ею любима с детства. С тех пор она, естественно, не подросла вместе с хозяйкой. Так что дама, неистово танцующий в этой ужасно короткой рубашке представляла зрелище сексуальное для всякого мужчины. Если бы у него хватило смелости или глупости на этот шабаш заявиться. Смелыми и глупыми мужчины становятся, изрядно поддав. Вот историю одного такого пьяницы, Тема О’Шентер, рассказал в одноименной поэме Роберт Бернс. Благодаря трудам Самуила Маршака, поэма «Тэм О’Шентер» оказалась доступной русскоязычному читателю. Ее нетрудно отыскать в Интернете.

Сюжет поэмы несложен. Пьяница Тем О’Шентер однажды, надрать, попал на шабаш ведьм, где и увидел односельчанку, отплясывал в такой короткой ночной рубашке, которая уже ничего не скрывала. Как и положено, он не сдержался от громких комментариев. Ведьма погналась за Темом, и только верная кобыла спасла жизнь бедняги. Расплатившись, правда, своим хвостом. Волшебная бесовая уже почти настигла несчастного пьяницу, схватилась за конский хвост, который оторвала. Тему удалось убежать. Мораль поэмы проста и доходчива: пить вредно.

Пожалуй, рассказанный сюжет волновал Уиллиса. К тому же хотелось подпустить в назывании нового корабля эдакой чертовщинки. Ведь всем морякам известно: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». А Уиллису нужна была дикая скачка по волнам. Так что он не против был бы назвать свой корабль «Ведьма» или «Юная чертов». Но надо и честь знать. Кто же пойдет служить на корабль с таким названием? Моряки — народ суеверный. Так что «Короткая рубашка», «Катти Сарк», стала этакой стыдливой заменой бесовского названия. А нос корабля украсила деревянная фигура ведьмы с оторванным лошадиным хвостом в руке.

Оптимист Уиллис не считал, что век парусных судов кончается. Он рассчитывал использовать свой новый корабль для перевозки шерсти из Мельбурна до Лондона и, конечно, для перевозки чая из Китая и Индии. Именно в этих «чайных гонках» он хотел победить, чтобы прославить свой корабль как самый быстрый в мире парусник.

Гонки чайных клиперов проводились с 1859 года. Обычно в конце мая несколько загруженных чаем кораблей одновременно стартовали из Шанхая и шли наперегонки друг с другом до Лондона без захода в порты. Кто придет первым, решало умение капитанов «ловить ветер» и обученность экипажа. И удача тоже. Кроме морального удовлетворения, капитан и владелец за первую привезенную в Англию партию чая получали большую премию. Ведь свежий чай покупали охотнее и стоил он дороже.

«Катти Сарк» удача не улыбнулась. В «чайных гонках» он только однажды заняла третье место. А в 1872 году гонки чайных клиперов провели в последний раз. Во-первых, на индийских и китайских линиях пароходы окончательно победили клипера. А во-вторых, лондонская чаеторговая фирма «Twinnings» начала продавать купейный чай. Такой чай был смесью разных сортов и в течение всего года владел постоянным ароматом и вкусом. Запасы же разных сортов чая, необходимых для приготовления смеси, неспешно пополняли в течение всего года. Поэтому дикая гонка клиперов стала не нужной. Отпала и необходимость премировать капитана самого быстрого парусника.

«Катти Сарк» стала перевозить в Англию австралийскую шерсть. Именно на этой линии она показала рекордную для парусных судов скорость — 15 узлов (28 километров в час).

Но знаменитым этот корабль стал не только благодаря поставленному-таки рекорда скорости. Так сложилось, что до 1954 года этот парусник остался единственным уцелевшим из большого семейства чайных клиперов. В 1895 году Уиллис продал любимый парусник португальской компании. В 1916 году судно потеряло мачты возле мыса Доброй Надежды (который не зря сначала называли «мысом Бурь»). В Кейптаунском порту бывший клипер починили, поставили новую парусную оснастку и продолжали использовать для перевозок грузов. В 1922 году капитан Вильфред Доумен (Wilfred Dowman) выкупил славный корабль, восстановил его в прежнем виде и начал использовать как учебное судно для плавания вдоль английских берегов.

Поклонники советского писателя-фантаста Ивана Ефремова считают, что опубликованная им в 1944 году повесть «Катти Сарк» заставила англичан вспомнить об уже забытом корабле-чемпиона. Начался сбор средств для создания музея «Катти Сарк». В 1954 году корабль поставили в Гринвиче в сухой док и открыли в нем музей. Высоким покровителем музея стал член британской королевской семьи, герцог Эдинбургский. Самый быстрый парусник мира пользовался большой популярностью у туристов.

К сожалению, 21 мая 2007 рано утром корабль сгорел. Причиной пожара, как оказалось, стал невимкнений пылесос. В течение 2008 года проводился сбор средств на восстановление музея. Необходимую сумму собрали и в настоящее время «Катти Сарк» восстанавливают.

Популярный сорт шотландского виски «Cutty Sark» получил свое название по имени знаменитого клипера. И неспроста. Верфь, с которой был спущен на воду корабль, находится всего в десятке миль от фабрики, где производят виски. Так что и судно, и напиток — земляки.