ВАГОНЕТКИ – НЕЗАМЕНИМОЕ ШАХТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Вагонетка шахтная
Вагонетка (от фр.wagonnet — «вагончик») — открытый вагон малой вместимости (0,5—6 м3) для перевозки грузов, который перемещается узкими железнодорожными путями внутри предприятий, на рудниках.

Описание

Вагонетка шахтная — небольшой вагон, которым узкоколейными путями перевозят на небольшое расстояние грузы, а иногда и людей. Используется на карьерах, заводах, в шахтах. По назначению вагонетки подразделяют на грузовые, пассажирские и специальные. Грузовая вагонетка состоит из кузова, рамы, скатов, буферов и сцепных устройств.

Различают следующие основные грузовые вагонетки: с глухим неперекидним и опрокидывающимся кузовом, с откидным дном и с откидным бортом.

Наиболее распространены грузовые вагонетки с глухим неперекидним кузовом объемом до 4,2 м3 — для угля и до 9,5 м3 — для руды.

В цветной металлургии и при геологоразведочных работах используют вагонетки объемом 0,35-1 м3 с глухим опрокидывающимся кузовом. Разгрузка такой вагонетки возможно в любом пункте трассы.

Вагонетки с откидными днищами применяют при шахтном строительстве и реконструкции угольных предприятий, а также для транспортирования угля и породы подземными выработками (вагонетки объемом 3,3-5,6 м3) и на промышленных площадках (вагонетки объемом 1,5-2,5 м3).

Вагонетки с откидным бортом вместимостью 1,6; 2,5; 4,0 м3 используют на действующих шахтах для транспортирования руды и породы подземными выработками.

Пассажирские вагонетки используют для перевозки людей горизонтальными или наклонными подземными горными выработками.

Специальные вагонетки используют в противопожарных подземных поездах, для перевозки взрывчатки, вспомогательных материалов и оборудования, в частности контейнерованих и пакетированных грузов и проч.

В США на предприятиях угольной промышленности применяют в основном грузовые вагонетки с донным выгрузкой, в Польше, Германии, Франции — с боковым.

Устойчивость вагонеток

Устойчивость вагонетки поперечная — способность вагонетки (вагона) удерживаться на рельсах от опрокидывания на бок под воздействием на нее инерционных или других внешних сил (силы натяжения каната и др). Критерием является угол, образованный вертикальной осью симметрии с прямой, соединяющей центр массы порожней вагонетки с точкой касания колеса с рельсом.

Устойчивость вагонетки продольная — способность вагонетки (вагона) удерживаться на рельсах от опрокидывания вперед или назад при действии на нее силы тяжести, инерционных или других сил.

Коэффициент устойчивости вагонеток характеризует устойчивость против опрокидывания вагонеток. Коэффициент равен отношению восстанавливаемого момента, который приложен к вагонетки, до момента опрокидывания Кс = Мв/Мп. Устойчивость, которая должна выдерживаться в продольном и в поперечном направлении, обеспечивается в том случае, если результирующая всех сил, действующих на вагонетку, проходит внутри контура, образованный соединением точек касания колес с рельсами. Опасность потери устойчивости возникает при движении вагонетки по закруглениях, путях со значительным уклоном, при неравномерной односторонней загрузке вагонетки, а также при резкой ее остановке. Коэффициент продольной и поперечной устойчивости должен быть не меньше 1,5.