Эффективная эксплуатация железных дорог зависит от надежности и доступности локомотивов. Надлежащее и результативное техническое обслуживание локомотивов является основой экономичной эксплуатации поездов. Методы технического обслуживания развивались на основе основного принципа, согласно которому необходимо уделять необходимое внимание всем активам, прежде чем износ сделает их склонными к отказам. Это известно как профилактическое техническое обслуживание. Профилактическое обслуживание локомотивов можно в широком смысле разделить на две категории, а именно периодический капитальный ремонт и плановый ремонт.
1 Паровые и дизельные локомотивы
Предписанный срок службы паровых и дизельных локомотивов составляет 40 и 36 лет соответственно. Ввиду длительного срока службы крайне важно, чтобы оба этих актива должным образом и периодически обслуживались, чтобы гарантировать отсутствие ухудшения их состояния. Профилактическое обслуживание паровых и дизельных локомотивов здесь проводится следующим образом.
Периодический капитальный ремонт
Периодический капитальный ремонт (POH) этих локомотивов проводится в железнодорожных ремонтных мастерских. Периодичность периодического капитального ремонта паровых и дизельных локомотивов следующая:
Дизельным локомотивам 6 лет (или 0,8 млн. км для линий BG и 0,6 млн. км для линий MG)
Паровозы
а) пассажирооборот 0,3-0,35 млн. км
(b) Грузов 0,2-0,25 млн. км
(c) Некачественная эксплуатация 5 лет (или около 0,2 млн. км)
Во время POH локомотив полностью демонтируется, а все его детали и агрегаты ремонтируются и/или заменяются в зависимости от их состояния. После POH локомотивы находятся в «почти новом» состоянии.
График технического обслуживания депо
В рамках профилактического обслуживания были составлены различные графики проверок, с тем чтобы конкретным компонентам и частям локомотивов можно было уделять необходимое внимание с определенной периодичностью. В расписаниях проверок перечислены все различные аспекты, на которые следует обратить внимание во время технического обслуживания, которые зависят от износа компонентов. Также указано общее количество километров, которые должны быть пройдены до проведения этих проверок:
Паровозы В таблице 24.6 приведены различные типы графиков, утвержденных для технического обслуживания паровозов, исходя из общего расстояния в километрах, пройденного локомотивами.
Таблица 24.6 График технического обслуживания паровозов
Тепловозы Для тепловозов составлен график поездок (или еженедельный), двухнедельный график, ежемесячный график, трехмесячный график, шестимесячный график, годовой график, трехлетний график и шестилетний график (POH).
Эти графики профилактического обслуживания были разработаны на основе опыта и обоснованных расследований причин, приводящих к поломке локомотивов. По сравнению с паровым локомотивом, дизельный тяговый агрегат намного сложнее, обычно включающий систему косвенного управления с гораздо более сложным вспомогательным оборудованием. В результате такой большей сложности повышается вероятность того, что локомотив выйдет из строя из-за отказа определенного компонента. Поэтому, чтобы обеспечить высокий стандарт надежности, были установлены различные графики ее осмотра и технического обслуживания. «Обслуживание» второстепенных расписаний, т.е. поездок, двухнедельных, ежемесячных и т.д., включающих обычные проверки, незначительное внимание и тому подобное, занимает от 4 до 12 часов. Основные расписания занимают больше времени, от 6 до 14 дней, поскольку требуют ремонта и замены основных компонентов.
2 электровоза
Графики проверок, приведенные в таблице 24.7, как правило, соблюдаются на индийских железных дорогах для обеспечения надлежащего технического обслуживания электровозов.
Таблица 24.7 График технического обслуживания электровозов
Частота и продолжительность различных графиков были определены с учетом нескольких отказов локомотивов, наличия местных компонентов и атмосферных уровней жары и пыли в стране. По сравнению с паровыми и дизельными локомотивами, электровозы оснащены большим количеством контакторов, реле и вспомогательных устройств. Электрические величины и изменения в состоянии локомотива физически не видны. Поэтому важно периодически проверять оборудование, контакторы и реле, чтобы удостовериться в состоянии различного оборудования без чрезмерного демонтажа. Большая часть оборудования проверяется в течение четырех ежемесячных проверок, и, следовательно, это оборудование исключается из ежегодных проверок. Во время таких проверок оборудование отсоединяется от механических приспособлений, узлы снимаются и очищаются, а изношенные или поврежденные детали заменяются и подсоединяются заново.
Рейсовые или еженедельные и двухнедельные проверки проводятся в эксплуатационных ангарах внешних станций, а все другие плановые проверки, за исключением POH, проводятся в ангарах. POH, однако, проводится в мастерских.