В 2007-м около миллиона людей присоединились к Second Life, чтобы на себе ощутить трехмерную виртуальную альтернативную реальность, которую создали за четыре года перед тем. Пользователи приходили в тот прекрасный новый мир в виде кастомизированных рисованных версий себя – они называются аватары – и участвовали в разнообразной деятельности.
Они могли послушать выступление Курта Воннегута вживую, потанцевать в популярных ночных клубах вроде Hot Licks и Angry Ant, закупиться виртуальным и реальным одеждой в фирменном магазине Armani, посетить виртуальные версии известных мест, например, Рокфеллер-центр, или заняться виртуальным сексом.
Изюминкой этой реальности была возможность торговать недвижимостью. После обмена реальных долларов в валюту Second Life, которая называется Linden Dollar, пользователи тратили $100 млн в год на виртуальные покупки, большинство из которых – недвижимость.
Одни из первых инвесторов, такие как бывшая учительница Айлин Ґрейф – недолго была известна под ником Анші Чанг (Anshe Chung) в Second Life – была владелицей портфеля недвижимости на $1 млн или больше, когда цены на недвижимость выросли.
На волне такой популярности стартап Second Life Филиппа Роуздейла оценивали более чем в $100 млн, а также он привлек более $30 млн инвестиций. Одним из инвесторов стартапа стал мужчина, который всерьез задумывался о том, насколько интернет может изменить наш образ жизни. Этим мужчиной был Джефф Безос. Безос любил посидеть с Роуздейлом в реальной жизни, размышляя о том, каким может быть будущее Second Life.
«Мы думали, что будем половину своего времени проводить в виде аватаров в сети, – вспоминает Роуздейл. – Оказалось, что создать такой мир труднее, чем я представлял».
Вообще, идея трехмерного виртуального вселенной, в который можно погрузиться, была впервые описана в научно-фантастическом романе 1990-х. С появлением Second Life некоторое время казалось, будто метавселенной наконец пришел в наш мир. Но нет. 2007-й стал пиком популярности Second Life.
После того количество пользователей замерла на месте, потом начала постепенно уменьшаться. На это повлияли плохая графика, медленный интернет и появление нового популярного места, где можно собираться онлайн Facebook. Хоть Second Life все еще существует, «живет» в этой реальности 600 000 пользователей, а в Facebook их теперь 2,9 миллиарда.
Роуздейл отошел от дел своего стартапа в 2008-ом. Если же говорить о Безоса, то он быстро перенаправил внимание на двумерный мейнстримний интернет, и Amazon никогда официально не появлялся в Second Life.
Сегодня другой техномільярдер надеется наконец и в более полной мере подарить миру метавселенной. Ирония в том, что этот же человек способствовала упадку Second Life – основатель Facebook Марк Цукерберг. Окруженный со всех сторон, Цукерберг решил, что будущее его многомиллиардной компании именно за метавсесвітом, переименовав Facebook в Meta. (Чтобы было проще, в этой истории мы и дальше будем называть компанию Цукерберга Facebook.)
Цукерберг рассказал, что эта идея обойдется в $10 млрд в этом году, а в будущем еще больше; кроме того, он ожидает, что в ближайшем будущем метавселенной будет убыточным. Цифры немалые, но Facebook переживет: в прошлом году компания показала $29,1 млрд прибыли на $86 млрд продаж.
В проекте Цукерберга нет ничего революционно нового. Эта идея тут и там возникала в Кремниевой долине – Second Life и интерес Безоса метавселенной этому доказательство. Но в Facebook есть то, чего не было в предыдущих разработчиков идеи.
Во-первых, возможность в следующие два-три года потратить больше, чем потратили на метавселенной за последние 30 лет. Во-вторых, тот простой факт, что сейчас мы лучше воспринимаем виртуальные взаимодействия после того, как последние 20 месяцев работали из дома.
«Наша цель в следующие десять лет – помочь метавселенной привлечь миллиард людей и миллиарды долларов на торговле в нем, – сказал Цукерберг во время телефонной конференции с аналитиками с Уолл-стрит на прошлой неделе. – И для этого нам надо пройти долгий путь».