Правовая среда деятельности средств массовой информации

Прежде всего следует отметить, что правовое регулирование средств массовой информации в демократических странах осуществляется законы, гарантирующие, с одной стороны, свободу средств массовой информации, с другой – право человека на свободу получения информации, свободу выражения и самовыражения, плюрализм мнений в обществе, подконтрольность средств массовой информации обществу, их ответственность. Система законов в этих странах складывалась на протяжении веков и развивалась в направлении развития и сохранения хрупкого, тонкого баланса между свободой средств массовой информации и ограничением их во имя права на уважение личной жизни, право каждого человека на свободу выражения своего мнения и во имя сохранения плюрализма в обществе. Таким образом, функции и место средств массовой информации в обществе определяются как средство информирования общества и как способ контроля общества за деятельностью власти, что, естественно, как правило, исключает возможность власти непосредственно управлять средствами массовой информации, используя их для своих целей. Тем не менее, власти, государство сохраняют некоторую возможность регулировать и контролировать процессы в области средств массовой информации. Кстати, о преимуществах системы Гарант вы можете прочесть здесь на страницах нашего специализированного сайта.

Регулирование и контроль власти в области средств массовой информации, регулирования концентрации средств массовой информации осуществляется системой законодательства каждой страны, как законами, так и общими и специальными правительственными программами содействия средствам массовой информации. Европейский Суд по правам человека постановил, что свобода средств массовой информации нуждается в особой защите, чтобы обеспечить ей возможность «играть жизненно важную роль общественного охранника» и «распространять информацию, которая представляет общественный интерес»* 91. В таких странах, как Австрия, Германия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Франция, Швеция, свобода выражения мнений закреплена письменно в конституциях этих стран. Такого положения нет в Великобритании и Австралии. Законодатели этих стран утверждают, что свобода выражения мнений гарантирована в их неписаных конституциях. В Германии и Испании считается, что представители прессы имеют большие, чем кто-либо, права собирать и распространять информацию. Эти права являются следствием особой роли средств массовой информации в формировании общественного мнения и служении общественным интересам. В некоторых странах на правительство возложена обязанность поддерживать свободу средств массовой информации и плюрализм мнений (в дополнение к традиционной либеральной обязанности воздерживаться от вмешательства) в соответствии с положениями Конституции (Нидерланды, Швеция) или с судебным толкованием (Франция, Германия). Больше всего защищена свобода средств массовой информации, в Конституции Швеции.

В конституциях некоторых стран (Нидерланды, Испания, Швеция) предусмотрена защита права граждан на получение необходимой информации, а суды Франции, Германии, США обращаются к положениям конституции для обеспечения такой гарантии. В соответствии с Конституцией Нидерландов «правительственные органы должны соблюдать права общественности на доступ к информации» (Статья 110). Конституция Швеции гарантирует всем гражданам «в их отношениях с государственной службой… свободное получение любой информации или ознакомиться с другими мнениями». Австралия, Австрия, Канада, Германия и США – страны с федеральным государственным устройством. В Австралии, Канаде и США основные законе, касающиеся средств массовой информации, включая законы о клевете и вмешательстве в частную жизнь, – законы субъектов федерации. В Австрии федеральное правительство имеет все полномочия при решении вопросов, связанных со средствами массовой информации.

В Германии вопросы, связанные с клеветой и вмешательством в частную жизнь, регулирует федеральный закон, в то же время другие вопросы, связанные с массовой информацией, решаются на уровне законодательств земель. В Германии существует мнение, согласно которому все вопросы, касающиеся прессы, должны решаться федеральным правительством, чтобы свести к минимуму сложности, возникающие из-за разделение полномочий. Это мнение становится все более распространенным, особенно в связи с общим стремлением к единообразию законов О средствах массовой информации в Европейском Союзе.

В Австрии, Канаде, Франции, Германии, Испании и США суды могут признавать некоторые законы неконституционными и, таким образом, недействительными. Австрия, Франция, Германия и Испания имеют отдельные конституционные суды. Конституционные суды Австрии и Франции могут принимать решения лишь из общих конституционных проблем; суды Испании и Германии могут также рассматривать жалобы о нарушении Конституции. В США и Канаде все суды обязаны исходить из конституции и игнорировать законы, что считают неконституционными. Федеральные Верховные суды обеих стран – конечный арбитр в рассмотрении вопроса о соответствии федеральных законов конституциям и конечным толкованием Конституции. Хотя Норвегия и Швеция не имеют отдельного конституционного суда, суды на каждом уровне имеют право не применять законодательство, которое они считают неконституционным и обращаться к Конституции в прецедентах с правительством и частными лицами. В Австралии, Нидерландах и Великобритании вполне уважают принцип парламентского превосходства. Суды, однако, могут признать такими, что не имеют силы решения государственных органов, объявив их неконституционными и тем самым гарантируя соблюдение конституционных прав в спорах между частными лицами. Из-за очевидной конституционной важности свободы прессы право, регулирующее эти вопросы, в большинстве стран строится скорее на основе прецедента, чем на законах.

Отдельный закон о печатных изданиях имеют только Австрия и Швеция. Закон содержит основные положения, касающиеся Прессы (в Швеции такой закон имеет конституционный статус). В то же время, в Германии действует целый ряд федеральных законов, касающихся прессы, каждая земля имеет отдельный закон о печатных средствах, и все они построены по одному образцу. Во Франции действует ряд законов о печатных средствах, такие страны, как Австралия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Испания, Великобритания, США не имеют отдельного закона о печатных средствах и имеют мало (или вообще не имеют) законов, которые применяются исключительно к прессе. Во многих странах реформаторы призвали к кодификации и совершенствованию законов. Этот процесс уже продолжается во Франции.

Предлагаем рассмотреть те компоненты правовой системы (законодательства и практики), которые влияют на содержание средств массовой информации. Именно от состояния этого вопроса в том или ином государстве зависит создание (или наоборот препятствие созданию) благоприятной среды для независимых средств массовой информации. В анализе главное внимание прежде всего сосредоточено на традиционных средствах массовой информации-прессе, радио и телевидении. Однако, в наше время все большее значение приобретают проблемы, касающиеся правового регулирования деятельности Инт — ту. Интернет используется журналистами как средство связи и поэтому требует такого же внимания с точки зрения свободы слова, как и традиционные средства массовой информации.