Клуб предпринимателей

Малый и средний бизнес — основа здоровой экономики. В последнее время в нашей стране появляется все больше инициатив, направленных на его развитие — от программы «Доступные кредиты 5-7-9%» к информационно-образовательного ресурса для предпринимателей «Действие. Бизнес».

При этом один из ключевых путей для систематического усиления малого и среднего бизнеса — организации по развитию предпринимательства.

[su_box title=»Мы — Club 100″ style=»glass»]Бизнес клуб предпринимателей и визионеров

100 молодых лидеров
Здесь объединяются люди со знаниями,
знания с идеями, а идеи с возможностями.
100 сильных предпринимателей
Непрерывный обмен практическим опытом
и лайфхаками из различных сфер бизнеса.
100 новаторов бизнеса
Образовательные лекции, интенсивы и воркшопы для постоянного повышения компетенций.
100 креативных умов
Сообщество, заряженное на создание нового и поиск неожиданных способов решения проблем нового времени.
100 первопроходцев
Знакомства с перспективой взаимовыгодного сотрудничества и запуска новых громких проектов.
100 единомышленников
Неформальные встречи и тематические вечера в компании людей, которых движет страсть к любимому делу.

[/su_box]

Зачем нужны организации по развитию предпринимательства?

Когда есть общие нужды, предприниматели объединяются, чтобы вместе находить решения.

Представим ситуацию: новые решения местного совета могут ухудшить условия ведения бизнеса; если представители бизнеса оперативно среагируют, выйдут на диалог с местной властью и смогут отстоять свои интересы, вместе они найдут более благоприятную альтернативу.

Или наоборот, в партнерстве с местным советом предприниматели могут менять условия ведения бизнеса к лучшему: например, в 2018 союз предпринимателей «Стена» в Виннице инициировала создание открытой регуляторной платформы, в рамках которой местный совет в партнерстве с бизнесом и общественностью пересмотрела и отменила ряд регуляторных актов для снижения административного давления на бизнес.

Другая ситуация: есть возможность выгодно экспортировать продукт, однако малые предприниматели ею не пользуются из-за сложности с процессом сертификации и установлением партнерских отношений с покупателями.

Или: есть возможность лучше наладить производство за счет технологических или организационных инноваций, реализовать которую предпринимателям мешает ограниченный доступ к знаниям.

Здесь на помощь приходят такие организации как Ассоциация производителей молока, которая предоставляет хозяйствам-членам консультативные услуги по вопросам управления, ветеринарии, агрономии и способствует организации торговых миссий других стран.

Предприниматели могут объединяться и для экономического развития своего города или региона — ревитализации, привлечения инвестиций, продвижения бренда территории.

Так, объединение предпринимателей «Мы херсонцы» работает над созданием кластера креативных индустрий и развитием социального предпринимательства в городе, трансформируя бывшие промышленные территории в творческие пространства.

Повышение туристической и инвестиционной привлекательности города в результате таких проектов расширяет возможности для местного бизнеса.

Не мешайте предпринимателям спасать страну

Объединившись вокруг общих потребностей, предприниматели могут удовлетворить их с меньшими затратами (в том числе за счет эффекта масштаба) и большими шансами на успех.

Такие объединения для поиска совместных решений бывают отраслевыми, а могут связывать предпринимателей из разных индустрий.

Они могут быть направлены на адвокацію, правозащита, образование, специфические услуги (например, сертификация), нетворкинг, или же сочетать в себе сразу несколько функций. Особенно важны такие объединения во времена кризиса, когда взаимоподдержка критична для выживания.

Такие объединения часто появляются не ситуативно, а существуют систематически, выступая единым голосом в диалоге с властью, служа постоянным источником информационной поддержки и надежной платформой для развития партнерств — как организации по развитию предпринимательства.

Называться такие организации могут по-разному: от бизнес-ассоциации до клуба предпринимателей.

Ожидания vs реальность

В Украине на национальном уровне таких организаций несколько сотен, многие из которых активные — наиболее известные примеры включают Торгово-промышленную палату, Европейскую бизнес-ассоциацию, Союз украинских предпринимателей и другие. На местном уровне активных организаций существенно меньше.

Из всех 330+ городов Украины с населением до 100 тысяч, где находится значительная доля малого и среднего бизнеса, нашей команде удалось найти организации по развитию предпринимательства всего в 160+ городах.

То есть, в половине небольших украинских городков таких организаций пока нет совсем — каждый предприниматель сам на сам со своими проблемами. Один на один с барьерами, непреодолимыми наедине.

Многие из таких организаций в небольших городах активные и служат настоящей опорой для местного бизнеса.

Однако часто они формируются и развиваются лишь благодаря энтузиазму отдельных предпринимателей и активистов, в условиях ограниченного доступа к информационным и финансовым ресурсам, лучших практик и партнерской поддержки; не имеют четко сформулированной миссии, видения будущего развития, целей, организационной структуры, стабильного финансирования, регулярных событий, встреч, услуг.

Научим, поддержим, вооружим

Этой весной, несмотря на карантин, мы запустили Школу организаций по развитию предпринимательства, цель которой — как раз формирование новых и развитие уже существующих организаций по развитию предпринимательства в небольших городах Украины.

Первый компонент «Развитие через сотрудничество», которая реализуется на привлечение малых и средних предприятий до местного экономического управления, налаживания диалога и объединения усилий власти и предпринимателей для местного экономического развития.

Второй компонент «На страже интересов бизнеса», который реализует Фонд Восточная Европа, направлен на мониторинг деятельности местной власти и увеличение прозрачности во взаимодействии локального бизнеса с властью.

Оба компонента реализуются при поддержке Программа USAID «Конкурентоспособная экономика Украины» (КЭУ).

В рамках первого компонента нашей команде удалось отобрать на программу 40 организаций из 20 областей Украины, представляющих 37 населенных пунктов с населением до 100 тысяч человек — от Стебника в Львовской области в Лисичанска в Луганской.

Организации объединяют очень разные бизнесы и решают различные проблемы. Так, Ассоциация производителей Херсонского арбуза и кооператив по выращиванию фасоли «Стрыйский Ясь» по Львовской области работают над развитием уникальных брендов и регистрации наименования происхождения локальных сортов арбуза и фасоли.

«Фэшн Кластер Юкрейн» объединяет предпринимателей Донецкой и Луганской области для возрождения легкой промышленности региона. Союз женщин-фермеров из Николаевской области и инициативная группа I see you из Запорожской области фокусируются на развитии женского предпринимательства.

«УФРА» по Ивано-Франковской области вместе с местной властью работает над привлечением инвестиций в регион.

Сейчас эти организации проходят специализированную учебную программу, что поможет более эффективно развивать и поддерживать локальный бизнес, выстраивать конструктивный диалог между предпринимателями и местной властью, проводить действенные адвокаційні кампании, разрабатывать и реализовывать проекты для местного экономического развития.

В октябре 23 организации-участники уже представили стратегии развития и идеи флагманских проектов, наработанные вместе с менторами — опытными экспертами и лидерами уже успешных бизнес-объединений.

А в 2021 году будет грантовый конкурс — лучшие проекты получат до $7 тыс., а также индивидуальную менторську поддержку для их реализации.

Уникальность Школы в том, что она направлена именно на уровень небольших городов и ОТГ, где бизнес имеет значительно меньший доступ к информации, услуг и партнерских сетей, чем в столице и областных центрах — следовательно, потребность в эффективных, институционально зрелых организациях по развитию предпринимательства является наибольшей.

Сильные организации по развитию предпринимательства — успешная экономика

Организации по развитию предпринимательства — это сильный бизнес. Чем сильнее такие организации, тем более широкий у бизнеса доступ к возможностям расти и выходить на новые рынки, защищать свои права и отстаивать интересы, находить партнеров и получать ценную информацию.

Организации по развитию предпринимательства — это о партнерстве для развития. Чем сильнее такие организации, тем более регулярным и конструктивным является диалог между предпринимателями и местной властью, координировать усилия предпринимателей для развития своего города или ОТГ.

А в сильном бизнесе, привлеченному к местного экономического развития, и заключается рецепт успешной экономики.