В большинстве случаев отсутствие или недостаточная обеспеченность учреждений образования системами пожарной сигнализации и оповещения наблюдается вследствие отсутствия необходимого финансирования. Однако отсутствие необходимых систем противопожарной защиты относится нарушение требований законодательства в сфере пожарной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью людей и является основанием для должностных лиц Государственной службы с чрезвычайных ситуаций обратиться в административный суд о применении мер реагирования в виде полного или частичного приостановления работы таких заведений.
Кроме того, в случае пожара может быть несвоевременное сообщение о пожаре и позднее оповещение, что повышает вероятность наступления самых негативных и трагических последствий. Поэтому на сегодня обеспечение заведений необходимыми системами противопожарной защиты от компании Фаер-Акс является одной из самых приоритетных задач, выполнения которой следует добиваться всеми возможными способами и средствами воздействия.
Направления обеспечения пожарной безопасности учебных заведений
Обеспечение пожарной безопасности в организациях, на предприятиях системы образования осуществляется в соответствии с Правилами пожарной безопасности и Правилами пожарной безопасности для учебных заведений и учреждений системы образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки.
Главной задачей обеспечения пожарной безопасности в учебных заведениях является защита и спасение людей (детей) от воздействия опасных факторов пожара, которыми сопровождается неконтролируемое горение. В случае возникновения пожара, действия работников учреждений, привлеченных к тушению пожара, должны быть направлены на создание безопасности людей, и в первую очередь детей, их эвакуацию и спасение.
Все заведения и учреждения перед началом учебного года (первой смены для учреждений сезонного типа) должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых входят представители органов государственного надзора в сфере пожарной безопасности.
Размещение детей в домах детских дошкольных учреждений следует осуществлять с таким расчетом, чтобы младшие по возрасту дети располагались на низших этажах.
В многоэтажных домах школ, школ-интернатов классы для детей младшего возраста следует размещать на нижних этажах.
В помещениях, где находятся дети, покрытие должно крепиться к полу (кроме дошкольных учебных заведений) и иметь умеренную дымообразующую способность.
В детских учреждениях с круглосуточным режимом работы, на летних детских дачах должно быть установлено дежурство обслуживающего персонала в ночное время. Помещение для размещения дежурных должно быть обеспечено телефонной связью. Очередной должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты органов дыхания для самоспасения людей во время пожара из расчета на максимальное количество детей и отдельно для обслуживающего персонала, комплектом ключей от дверей эвакуационных выходов, ручным электрическим фонарем, знать количество детей, которые остаются на ночь, места их размещения и сообщать эти сведения по телефону в ближайшее пожарно-спасательное подразделение.
В общеобразовательных учебных заведениях (кроме заведений для детей с недостатками умственного и физического развития) могут создаваться жены юных спасателей-пожарных.
В заведениях и учреждениях с круглосуточным пребыванием учащихся/воспитанников необходимо установить дежурство обслуживающего персонала в ночное время без права сна в течение смены. Помещение для размещения дежурных должно быть обеспечено телефонной связью. Очередной должен быть снабжен фильтрующими устройствами для самоспасения во время пожара из расчета на максимальное количество детей и отдельно для обслуживающего персонала, комплектом ключей от дверей эвакуационных выходов и ворот автомобильных въездов на территорию заведения и учреждения.
Во время пребывания участников учебно-воспитательного процесса в зданиях разрешается двери эвакуационных выходов запирать только изнутри с помощью запоров (задвижек, крючков и т. п), которые легко (без ключей) отпираются.
Работа с опасными веществами
В лабораториях, где применяются ЛВЖ, ГЖ и газы, необходимо предусматривать централизованное их поставку и раздачу их на рабочие места с применением закрытой безопасной таре. На рабочих местах количество этих веществ не должно превышать сменную потребность. Переменное количество ЛВЖ и ГР должно храниться в металлических ящиках или шкафах.
Все работы, связанные с возможностью выделения токсичных или пожаровзрывоопасных паров и газов, должны проводиться только в вытяжных шкафах, когда работает вентиляция.
Пользоваться вытяжными шкафами с разбитыми стеклами или неисправной вентиляцией, а также если в них есть вещества, материалы и оборудование, не имеющие отношения к выполняемым операциям, запрещается.
Вытяжные шкафы, в которых проводятся такие работы, должны иметь верхние и нижние отсосы, а также бортики, которые предотвращают стекание жидкости на пол.
Отработанные ЛВЖ и ГР следует собирать в специальную герметичную тару, которую в конце рабочего дня удаляют из помещения для регенерации или утилизации.
Сосуды, в которых проводились работы с ЛВЖ и ГР, по окончании исследований должны немедленно промываться пожаробезопасными растворами.
По окончании работы в фотолабораториях, помещениях с рентгеновскими установками проявленные пленки надо сдавать на хранение в архив. В небольших количествах (не более 10 кг) допускается их хранение в несгораемом шкафу на рабочем месте.
Проведения работ на опытных установках, где применяются пожароопасные вещества и материалы, допускается только после принятия их в эксплуатацию специальной комиссией, назначенной приказом по учреждению. Комиссия должна подготовить заключение (акт) о возможности использования таких установок в данном помещении.
Сотрудники организаций обязаны знать пожарную опасность применяемых химических веществ и материалов и средства их тушения и соблюдать меры безопасности во время работы с ними.
Меры безопасности в учебных заведениях
В зданиях учреждений не разрешается:
- размещать людей в мансардных помещениях, а также на этажах (зданиях), не обеспеченных двумя эвакуационными выходами;
- осуществлять перепланировку помещений без учета строительных норм и правил;
- устанавливать решетки и другие несъемные солнцезащитные, декоративные и архитектурные устройства на окнах помещений, где находятся участники учебно-воспитательного процесса, лестничных клетках, в коридорах, холлах и вестибюлях. В случае необходимости установки на окнах помещений решеток (кабинет информатики, другие помещения с оборудованием, что имеет материальную ценность), они должны раскрываться, раздвигаться или сниматься, во время пребывания в этих помещениях людей решетки должны быть открытыми;
- снимать дверные полотна в проемах, соединяющих коридоры с лестничными клетками, и двери эвакуационных выходов;
- применять с целью отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства;
- использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, газовые плиты и т. п. для приготовления пищи, за исключением специально оборудованных помещений;
- загромождать пути эвакуации;
- устанавливать зеркала и устраивать ложные двери на путях эвакуации;
- устраивать на путях эвакуации пороги, выступления, турникеты, раздвижные, подъемные двери и другие устройства, препятствующие эвакуации людей;
- осуществлять огневые, электрогазосварочные и другие виды пожароопасных работ в зданиях при наличии в их помещениях людей;
- применять для освещения свечи, керосиновые лампы и фонари;
- производить отогревание труб систем отопления, водоснабжения, канализации и т. п. с применением открытого огня (с этой целью используют горячую воду, пар или нагретый песок);
- хранить на рабочих местах, в шкафах и оставлять в карманах спецодежды использованные обтирочные материалы;
- оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы.