Эффективность функционирования бизнес-школ

Ряд круглых столов, проведенных в мае-июне 2022 г. имели целью выяснение оптимальной бизнес-модели школы. В частности, модели обеспечения оптимальных поступлений финансовых ресурсов. При этом желательным было бы избежать слишком суженного подхода к пониманию темы. Поиск фондов и финансовый менеджмент не могут быть оторванными и самодостаточными в организации.

Коротко говоря, дискуссия по поводу проблемы должна дать ответ на главный вопрос: Каким образом школа может обеспечить поступление финансовых средств, достаточных для долгосрочного развития? Поскольку финансовые потоки рассматривались под углом зрения стратегии бизнес-школы, поэтому и к дискуссии приглашались не только финансовые менеджеры бизнес-школ, сколько руководители учебных заведений, а также внутренние и внешние «влиятельные силы», такие, как представители банков, страховых организаций, инвестиционных фондов, компаний и государственных органов. Кстати, смотреть доступные семинары вы можете на страницах специализированного сайта.

Главные проблемы: Профессионалы, привлеченные к руководству бизнес-образованием, часто базируют свои выводы о возможных поступления средств на трех основных ложных убеждениях. Довольно интересно, но истоки таких ложных убеждений часто находятся в попытках управлять бизнес-школой так, как это делается на Западе. Ошибка первая относится к определению роли доноров из сферы бизнеса в развитии бизнес-образования.

Поддержка учреждений образования компаниями очень распространена на Западе, особенно в США. Однако, украинские бизнес-школы, если они основное внимание уделяют именно формированию партнерских ассоціацій» с бизнесом именно с целью получения систематической дальнейшей донорской помощи, мооже привести их к тупиковой ситуации. Бизнес как донор образования, становится нормальным явлением по мере развития экономики, роста богатства нации и с развитием определенных важдивих ценностей у представителей бизнес-сообщества, а именно таких, как лояльность и благодарность к своим бизнес-школ, признание науки и исследований, как валивих причин своего успеха, и отношение к понятию «социальная ответственность» как к чему-то нормальному и важного. В США такие отношения и ценности широко распространены. Они распространены, но в меньшей степени, в Европе.

Именно поэтому, видимо, школы, широко поддерживаемые бизнесом, в Европе не столь распространенное явление, как в США. В Украине же почти все указанные ценности находятся в эмбриональном состоянии. Концепция бизнес-образования и управленческих навыков как составляющих успеха все еще только зарождаются и еще не стали частью мировосприятия большинства менеджеров. Даже если бизнес и прибыльный, он предпочитает инвестиции в собственное развитие с целью обеспечения будущего владельцев и менеджеров. Ошибка вторая. Много школ в Украине успешно адаптировали идею, что «плата за обучение на бакалаврских и магистерских программах не может создать достаточных фондов для успешного развития.»Это правда, однако, опять же, для западных школ в основном. Последние тратят гораздо больше на докторские программы, исследования, они обновляют оборудование гораздо чаще, тратят гораздо больше на маркетинг, вспомогательный персонал, помещения, и даже на канцелярские товары, почту и копирования.

Невідкидаючи справедливости высказывания с точки зрения перспективы долгосрочного развития, все же плата за обучение является основой функционирования бизнес-школы. Именно с нее покрывается значительная часть операционных расходов школы, в том числе и в США. В Украине же с присущими ей уровнем цен и зарплат, и растущим интересом к образованию, рост объемов может дать бизнес-школе не только деньги для возмещения операционных расходов, но и для развития. Для многих школ что создает проблему, так это не низкий спрос на образовательные услуги, а покупательские способности потенциальных стдентов. Это ограничение так или иначе отражается в ценах, которые определяются школами на свои программы. Часто расчеты базируются на необходимости покрыть самые необходимые расходы. Развитие, конечно, к таким затратам не относится. Финансирование потенциальных студентов банками и другими финансовыми институтами могут стать альтернативными источниками средств, на которые как правило рассчитывают школы от государственных органов и международных агентств. Займы на обучение являются распространенными во всем мире, однако не в Украине.

Банки неохотно идут на предоставление долгосрочных и низкопроцентных займов в условиях неопределенности украинской деловой среды. Студенты же, в свою очередь, не могут работать с банками при обычных коммерческих условиях — начиная с залога и заканчивая процентами. Препятствия настолько очевидны, что школы, которые начинали работать над разработкой и воплощением программ займов, быстро отказывались от продолжения экспериментов. Вместе с тем, при определенных условиях кооперация между банками и школами может стать продуктивной. Пока никто не пытался выяснить, при каких условиях банки давали бы долгосрочные низкопроцентные займы потенциальным студентам. Они могли бы изменить свое отношение к вопросу под давлением более эффективного регулирования их деятельности со стороны государства. Существуют и другие инструменты, которые могли бы помочь повысить покупательную способность потенциальных студентов. С этой целью следовало бы подумать о различных типах страхования или же ценных бумагах. В-третьих, многие школы, особенно с тех, что принадлежат государству, и до сих пор считают, что государство должно поддерживать их напрямую, путем выделения части бюджета на цели образования. Такая прямая поддержка за цумов, сложившихся в государстве, практически невозможна.

Тем не менее, государство, могло бы более эффективно играть свою роль регулирующего органа, что могло бы создать хорошую основу для развития бизнес-образования. Рассмотрение этого важного вопроса необходимо осуществлять на конструктивных и взвешенных принципах. Правительство, будучи не в состоянии оказывать прямую помощь образованию, в состоянии создавать законодательные условия, которые бы позволили бы студентам платить за свое обучение, а бизнес-школам — инвестировать в развитие уже сегодня. Но, несмотря на чрезвычайно большой спектр задач, стоящая перед государством, вряд ли можно надеяться, что правительство будет в состоянии самостоятельно разработать систему действий, направленную на решение законодательных образовательных проблем без усилий самих бизнес-школ в разработке четкого видения государственного регулирования этой отрасли. И без лоббирования нужных изменений.