Все про бизнес-школы

Споры вокруг ценности программ МВА продолжаются со времени появления самого феномена бизнес-образования. Однако, количество желающих попасть в бизнес-школы, как и спрос на МВА-специалистов, продолжает неуклонно расти. Как следствие, возникает угроза того, что бизнес-школы станут жертвами собственного успеха. Об этом беспокоится и декан топовой (по версии Business Week) бизнес-школы University of Chicago Graduate School of Business Тед Снайдер (Ted Snyder).

Снайдер убежден, что вместе с ростом спроса на выпускников МВА бизнес-школы перестанут быть образовательными учреждениями в традиционном смысле и будут выполнять роль резерва талантов. Ниже приведено краткое интервью с Тедом Снайдером. В.: с какими проблемами и сложностями вам приходится сталкиваться, как декану бизнес-школы? В.: Для меня первоочередной задачей является академическая целостность наших программ. Конечно, существуют те силы (деканы, факультеты, студенты), которые действительно стремятся превратить бизнес-школы в источник талантов и таким образом упростить для себя жизнь. Кстати, смотреть доступные семинары вы можете на страницах специализированного сайта.

Ведь в таком случае им не нужно будет прилагать никаких усилий для обучения. В конце концов, студенты платят деньги, они хотят иметь время на поиски работы. Поэтому некоторые деканы и преподаватели думают: «зачем загружать их еще и учебой? Не проще ли признать их талантливость и оставить их в покое. Сам факт того, что они поступили в бизнес-школу будет служить признанием их достижений». Такой подход, конечно, не может устраивать хорошую школу. В.: Кто должен отвечать за поддержание академических стандартов? И наоборот, кто отвергает эти стандарты? Рекрутеры? Деканы? В.: Я убежден, что большинство зависит от декана. Рекрутерам очень часто хватает самого факта доступа к источнику талантов. В большинстве случаев они не обращают внимания на академическое образование выпускников. Однако, как и везде, существуют свои исключения. В.: А что вы, как декан, сделали для поддержания академичности в Чикаго? В.: Это игра влияний. Вы поддерживаете те факультеты, которые придерживаются стандартов.

Вы даете им определенные преимущества и вознаграждаете их. Вам следует также устанавливать определенные ожидания от студентов. Нельзя относиться к студентам, как к потребителям, позволяя им делать все, что заблагорассудится, только из-за того, что они платят деньги. Если была поставлена определенная задача, все студенты должны ее выполнить. Соблюдение этих принципов поможет достичь результата.

Конечно, это не легко. Особенно учитывая то, что сегодня каждый занят и каждый стремится отыскать более «простую» и более гибкую бизнес-школу. З.: не мешает ли такой подход занимать передовые места в рейтингах бизнес-школ, особенно таких, где рейтинг формируется на основе удовлетворенности студентов бизнес-школой? В.: Наоборот, я убежден, что студенты довольны Чикагской бизнес-школой именно потому, что от них здесь много требуют. Они понимают, что это взаимный процесс.

Школа много требует, но много и отдает. Я не хочу показаться высокомерным, но считаю, что Чикагская школа дает гораздо больше, чем требует. Каждый студент может почувствовать эту поддержку (на карьерном, Академическом и эмоциональном уровнях). З.: среднее время пребывания декана бизнес-школы в должности существенно сократилось за последние пять лет. Некоторые эксперты утверждают, что это связано с проведением постоянных рейтингов бизнес-школ. Как вы считаете, намного ли сложнее стала жизнь декана бизнес-школы? В.: В общем для деканов важность рейтингов действительно повысилась — им нельзя забывать об эту долю конкурентного преимущества. Однако, для полной картины не стоит забывать и об интересах каждого участника процесса бизнес-обучения. Декан должен следить за уровнем удовлетворенности преподавательского состава и студентов.

Он не должен забывать и об уровне своей собственной аккредитации. Быть известным в бизнес-сообществах и т. д. и т. п. В.: не слишком ли много требований для одного человека? В.: Возможно это прозвучит немного странно, но я получаю огромное удовольствие от своей работы. Я не считаю ее слишком сложной или напряженной. Чтобы понять меня, стоит осознать, что в сочетании «бизнес-школа» слово «бизнес» выполняет роль прилагательного, а «школа» существительного. Поэтому следует всегда помнить об академичности такой институции. Не стоит зацикливаться на множестве ролей (генерального директора, шерифа и т. п.), следует всегда помнить, что вы — декан, а ваша школа — это образовательное учреждение. И не нужно ничего усложнять.