М. Ф. Хусейн — художник для билборда миллиардеру

Он переехал в Индор со своим отцом и мачехой, чтобы учиться в Индорском колледже искусств, и в конечном итоге начал свое высшее образование в Jj School of Arts, Мумбаи. Но именно его дни рисования на рекламных щитах помогли ему стать быстрым художником с лучшей перспективой, рассуждая о своих произведениях искусства в натуральную величину позже. Он даже создавал игрушки и мебель, чтобы поддерживать себя финансово. Во время учебы в Jj School of Arts он вместе с Соузой, Раза, Ара, Гейдом и Бакре в 1947 году основал группу Progressive artists group, предназначенную для современных художников с независимым мышлением в Индии. Его картина получила награду за лучшую картину в Бомбейском художественном обществе, которая поддерживала его надежду и огонь.

Будучи одним из светил в мире искусства, он был известен как «индийский Пикассо». Его полотна часто вращались вокруг Матери, Мадхури, Мадонны и Мохини, среди прочих. Говорят, что за успешным мужчиной стоит женщина, но за его успешными картинами явно стояло много женщин. Женщины в его работах являются воплощением силы и жертвенности, часто представляя современную идиому Шакти и Пракрути. Картины Хусейна часто подчеркивали его корни и индийскость в его модифицированном кубистическом стиле. Он был художником, который, несмотря на свою религию, черпал свое повествование из индийского фольклора и мифологии и представлял их как креативные визуальные развлечения для зрителей. Будь то отражение Кералы, собственной страны Бога или величие королевских дворцов Джайсалмера, этот босоногий художник без особых усилий изобразил это своей кистью. Лошади в фирменном стиле Хусейна были сильными и свободолюбивыми, что поднимало настроение зрителей. Размер его работ был больше, чем в жизни, часто повторяя яркие образы, наполненные индивидуальностью, характером и вдохновляющей историей.

Хусейн, возможно, создал более 50 000 картин за свою жизнь, и его работы много путешествовали по всему миру, чтобы быть выставленными, проданными с аукциона или даже подаренными. Он выставлял свои работы по всему миру, в том числе на биеннале в Сан-Паулу в 1971 году, на выставке современного индийского искусства в Королевской академии в Лондоне в 1982 году и на выставке «Индия, миф и реальность: аспекты современного индийского искусства» в МоМА, Нью-Йорк, в 1982 году, «Эпическая Индия: картины М.Ф. «Хусейн», Коллекция современного индийского искусства Хервица, Музей Пибоди Эссекс, Салем, Массачусетс в 2007 году, «Мир — мой холст», организованный Музеем исламского искусства (MIA), Фондом Катара и в рамках Арабской культурной столицы 2010 года. Помимо того, что он был ревностным художником, он попробовал свои силы в кинопроизводстве и создал свой фильм «Глазами художника» в 1967 году, который получил «Золотого медведя» на Международном Берлинском кинофестивале и Национальную премию Индии за лучший экспериментальный фильм. Его фильм «Гайя Гамини» с актрисой Мадхури Диксит был признан критиками.

Известный художник был удостоен высших наград Индии Падма Шри, Падма Бхушан, Падма Вибхушан за его выдающийся вклад в области искусства. Он также был награжден премией Раджи Рави Вармы от правительства штата Керала, среди прочих. Он был членом парламента Индии с 1986 по 1992 год. Несмотря на то, что он был известным художником, у него была своя доля разногласий, которые отделили его от родной земли, которую он так любил. Его картина с изображением карты Индии в виде обнаженной женщины под названием «Бхарат мата» вызвала споры, которые вынудили его покинуть Индию, хотя он утверждал, что это не его титул. В последние годы он жил в Дохе, Дубае и Лондоне, в то время как его сердце было в Индии. Решение верховного суда в 2008 году сняло с него все обвинения, но страх перед вандализмом со стороны толпы помешал его возвращению. Его часто цитировали: «Я художник индийского происхождения и останусь им до последнего вздоха». Он испустил дух в возрасте 95 лет в 2011 году в Лондоне. Хотя это была большая потеря для мира, он оставил наследие, которое может похвастаться многоконфессиональной страной, в которой сильные женщины и мужчины выступают в качестве столпов, благодаря его визуальным повествованиям на холсте. Его энергия была неиссякаемой даже в 90 лет, он продолжал путешествовать по миру, заводить друзей и создавать произведения искусства, пока его сердце буквально не перестало биться.

М.Ф. Хусейн не только произвел революцию в индийском современном искусстве, но и перешел негласный предел, установленный на ценниках индийских произведений искусства. Он отказался продавать свои работы дешево, громко и ясно заявив, что работы индийских художников стоят целое состояние, сравнимое с их зарубежными аналогами. Он продал свою работу над «матерью Терезой» за 4 лака, несмотря на все первоначальные хмурые взгляды и смешки. Сегодня несколько индийских художников могут с гордостью продавать свои работы по значительным ценам на международных рынках, благодаря усилиям Хусейна. Хусейн был очень щедрым человеком, который часто дарил свои работы друзьям, не беспокоясь о каких-либо доходах. Несмотря на все деньги и славу, он оставался прикованным к своим корням.

Сай Ратна Манджари

Он никогда не забывал свое скромное начало в качестве художника для рекламных щитов, который боролся за трехразовое питание. От бедного деревенского мальчика до самого богатого художника Индии, его история действительно вдохновляет и шепчет надежду каждому, кто осмеливается мечтать.