Китайский рынок

Покорение зарубежных рынков, на которое решаются украинские предприниматели, может показаться прибыльным делом. Главное правильно и вовремя подготовиться к вероятным подводных камней в чужом море. Один из моментов, на который стоит обратить внимание, это как защитить право на интеллектуальную собственность, которую вы предлагаете на иностранном рынке. Кажется, самое сложное это сделать в Китае, где магазины перегружены подделками известных брендов.

Рынок Китайской Народной Республики растет очень быстро и это уже давно не новость для бизнеса. Каждый день перед украинскими партнерами стоит вопрос, как правильно выйти на этот рынок и не провалиться. Ниже некоторые примеры работы с китайскими партнерами http://newsn.ru/biznes-v-kitae-kak-vyjti-na-etot-rynok-i-chto-nuzhno-znat.html в сфере интеллектуальной собственности.

Зачем проверять ТМ на подделку

Уже давно известно, что пользоваться на территории Китая такими магазинами приложений», как Google Play или App Store, или социальными сетями, как Facebook или Instagram, запрещено, Как говорится, VPN в помощь. Однако, там есть свои аналоги зарубежных приложений, такие как Baidu, WeChat, Xiaomi Store, QQ и другие. Поэтому предпринимателю, инженеру, программисту нужно быть готовыми пройти своеобразный комплаенс перед запуском своего продукта в КНР.

Первое, по моему мнению, на что нужно обратить внимание, – это торговая марка. У вас может быть зарегистрирована ТМ в Европе, США, но в Китае вам скажут: «Ну и что? Власть разводит руками». Поэтому обязательно нужно проверить, нет ли схожих ТМ в Китае за названием, дизайном, транслитерацией и т. д. Есть один интересный кейс «Kastel vine», в котором четко указано, какие могут быть примеры нарушения прав интеллектуальной собственности. Поэтому важным шагом является поиск и проверка вашей ТМ в Китае. Конечно, нужно иметь там «своих» партнеров-посредников, которые смогут помочь, но коммуникация с ними всегда отнимает немало времени через языковой барьер или разные часовые пояса. С ТМ хоть немного разобрались, едем дальше.

Как проверить программное обеспечение

Предположим, что у вас уже есть готовый продукт, который активно загружают в Apple Store и Google Play, приложение уже популярен в Европе, но в Китае о нем еще не знают. Вам нужно разместить свою программу на местных интернет-рынках, для этого выбираем соответствующий магазин. Самыми популярными сейчас остаются QQ (Tencent), Baidu, Xiaomi, Huawei. Сначала я бы порекомендовал обратить внимание на Terms&Conditions этих магазинов. Текста много, но раздел интеллектуальной собственности важно не пропускать, если вам подходят все условия. А среди них может быть полный контроль над вашим же приложением и возможность вносить изменения и дополнения даже без вашего разрешения, если вы уже согласились с условиями магазина. Далее нужно адаптировать «app» для резидентов КНР:

  1. Позаботиться о дизайне, который отличается от западных аналогов, в том числе размещение команд, информации и услуг.
  2. Переложить на китайскую приложение, в лучшем случае сделают местные партнеры, а не переводчики из Украины или Европы.
  3. Комплаенс. Здесь можно много говорить, у каждого магазина свои требования, но основное – программа не должна нарушать действующее законодательство КНР, иметь лицензию, если ваш продукт относится финансовых услуг, а также не иметь элементов гемблинга и азартных игр.

После этого, когда вашу заявку приняли и начали обрабатывать, начинается процесс переговоров, админы магазинов присылают вам обратно вашу заявку и рекомендуют внести соответствующие изменения. Если вам не ответили в течение 14 рабочих дней, можете спокойно подавать заявку еще в другие менее популярные Chinese app stores. Вообще, процедура может занять от одного месяца до одного года. Так, на принятие заявления уходит до 1 месяца, пока они ответят. Далее они пишут, что нужно изменить в приложении. Затем эти переговоры затягиваются до 6 месяцев в лучшем случае. Документов при представлении много не бывает, вы уже подали все, что имеете, а они хотят от вас лицензию на финуслуги, которая вам не нужна и вы должны указать, что ваш продукт не имеет никакого отношения к банков, страховых компаний или «финтех-компаний».

Опыт работы показывает, что на азиатском рынке никто вас не ждет, однако вы можете попробовать. Нельзя обещать, что вы пройдете своеобразный комплаенс, а также будут ли оправданы затраты на него, ведь все это выяснится уже после загрузки приложения местными жителями. Даже больше, «патентные тролли», конкуренты могут запросто разработать такой же продукт и зарегистрировать ТМ, пока вы еще на этапе регистрации.

Итак, перед выходом на любой иностранный рынок, в частности на китайский, учтите все нюансы и проведите комплексную проверку того, что предлагаете выводить в продажу.