Кто есть кто на рынке бизнес-джетов

На самой заре зарождения бизнес-авиации, название фирмы-производителя часто распространялась и на название самолета. Говоря о Learjet или Cessna, зачастую имели (и имеют до сих пор), учитывая конкретную модель (или разновидность) самолета от этого производителя.

В последние полвека картина радикально изменилась. Сейчас на рынке царит большое разнообразие моделей от множества производителей. И выбор соответствующего личных потребностей воздушного судна может оказаться нетривиальной задачей для потребителя.

CESSNA

Линейка Citation

Cessna Aircraft Company, базирующаяся в г. Уичита штата Канзас, США – авиационной столице США и родине большинства американских авиационных производителей. Компания https://planebase.ru/brands/cessna-aircraft-company была основана фермером Клайдом Цессна и, будучи первоначально известная как производитель небольших поршневых и турбовинтовых самолетов, стала крупнейшим производителем широкого спектра воздушных судов бизнес-класса.

В 2014 году компанию приобрела Textron Aviation, которой также принадлежит Beechcraft. Благодаря хорошему реноме Cessna, новый владелец сохранил название бывшего производителя.

Бизнес-джеты от Cessna производятся под серийным брендом Citation. Их линейка начинается с Citation Mustang (число мест – 4, дальность полета – 1207 морских миль) – небольшой и изящный самолет, который стал самым популярным маленьким чартерным самолетом и завоевывает все большую долю европейского рынка в качестве эффективного воздушного такси.

Cessna также может гордиться своей самой успешной и продаваемой в мире серией бизнес-джетов Citation XL / XLS / XLS + (число мест – 8, дальность полета 2111 м.м). Среднемагистральный и многоцелевой самолет пользуется популярностью как на Новом, так и Старом континентах, предлагая самую низкую стоимость эксплуатации при самом просторном салоне среди конкурирующих среднеразмерных джетов.

Топовой моделью дальнемагистральных моделей Cessna есть наибольший и самый быстрый среди производимых в настоящее время Citation X + (число мест – 8, дальность полета – 3430 м.м. при скорости Mach 0.935). На сегодняшний день он признан самым скоростным гражданским самолетом в небе, и является прямым конкурентом по этому показателю бизнес-Джету Gulfstream G650.

За данной моделью по популярности идет Citation Sovereign (число мест – 8, дальность полета 2643 м.м.) и последняя версия Citation Latitude. Latitude (число мест – 8, дальность полета-2850 м.м.) стала доступной для использования на чартерных линиях в конце 2015 года и имеет самый просторный салон среди других самолетов серии Citation.

Однако авиаконструкторы Cessna не собираются почивать на лаврах и скоро будут готовы представить Citation Longitude (число мест – 8, дальность полета – 3400 м.м.) и Citation Hemisphere (число мест – 12, дальность полета – 4500 м.м.), которые поступят в продажу в 2018 и 2019 годах соответственно. Также в разработке находится одномоторный Denali, первый полет которого запланирован на следующий год.

BOMBARDIER

Global 6000

Bombardier Aerospace является третьим по величине (после Airbus и Boeing) авиапроизводителей в мире. Компания была создана фракофонним канадцем Жозефом-Арманом Бомбардье в 1937, а ее штаб-квартира находится в Квебеке. На рынок бизнес-джетов в Bombardier вышел после приобретения Learjet Company в 1990 году.

Компания производит широкую гамму самолетов для бизнес-авиации, включая семейство Global Express. Будучи пионером дальнемагистральных самолетов бизнес-класса Bombardier впервые предложила деловым людям воздушное судно способно совершать перелет без дозаправки и Нью-Йорка в Токио или из Парижа до Сингапура. Его исключительно просторный и комфортабельный салон (в том числе кресла, раскладывающихся в спальное место, душевые и даже отдельную спальню) удовлетворяет потребности самых требовательных клиентов.

Следующим флагманским самолетом этого производителя Global 6000, имеет 19 мест и дальность полета до 6000 морских миль, а также его младший и меньший собрат Global 5000. В 2018 году (с опозданием на два года) планируется выпуск большого Global 7000 и Global 8000.

Компания производит также линейку среднеразмерных бизнес-джетов входят в семейство Challenger 300 family. Самым маленьким самолетом Bombardier среднего класса Learjet с 8 местами для пассажиров. В этой категории на рынке безраздельно доминирует Cessna с 90-х годов, но Bombardier ответил на вызов, предложив усовершенствованные модели Learjet 70 и 75 в 2014 году.

EMBRAER

Legacy 600

Бразильский производитель Embraer Executive Jets является относительным новичком на ранце бизнес-джетов. Базирующаяся в Сан-Паулу компания была создана в 1969 году бразильским правительством для производства военных самолетов и коммерческих авиалайнеров. На рынок частной авиации она пришла в 2002 году, когда выпустила модель Legacy. Сегодня Embraer является прямым соперником Bombardier за третье место в мире глобальных авиапроизводителей.

Первый Legacy 600 (число мест 13, дальность полета – 3250 м.м.) стал большим успехом Embraer в категории дальнемагистральных бизнес-джетов, предложив очень низкую стоимость эксплуатации в расчете на одну милю. Продолжением серии стал (число мест 14, дальность полета – 3900 м.м.), и уменьшенная версия средней категории Legacy 450 (число мест 7, дальность полета – 2500 м.м.) и Legacy 500 (8 мест, 3000 м.м.), которая стала доступна прошлого лета.

Embraer также нацелился на рынок VLJ (Very Light Jet), выпустив Phenom 100 (4 места, дальность полета – 1078 м.м.), который предлагает немного больше места в салоне, чем его соперник Cessna Mustang. Столь же стильный и больший Phenom 300 является промежуточным звеном между мало — и середньорозмірними бизнес-джетами. Его салон вмещает 7 пассажиров, а дальность полета составляет 1800 морских миль.

Lineage 1000 (число мест 19, дальность полета – 4600 м.м) является самым большим самолетом бизнес-класса от этого бразильского производителя. Он также предлагает самый просторный и комфортабельный салон. Компания намерена с его помощью расширить свое присутствие на рынке дальнемагістралльних бизнес-джетов, где пока господствуют Gulfstream и Bombardier.

GULFSTREAM

Gulfstream G650

Gulfstream Aerospace – компания из штата Джорджия, принадлежащий американскому оборонного и авиакосмического гиганту General Dynamics. В его составе был производитель военных самолетов Grumman, который получила новое название Gulfstream 1968 году и сосредоточил свое внимание на бизнес-джета.

В начале компания производила средньорозмірні G200 и G450. Но сейчас ее название ассоциируется с крупнейшими и дальнемагистральными самолетами бизнес-класса, а отличительной особенностью стали широкие овальные окна.

GV (G5) был первым самым сверхдальнемагістральним реактивным самолетом с дальностью полета в 6500 морских миль и 14 пассажирскими местами, когда увидел свет в 1990 году. Gulfstream с тех пор придерживается данного направления, предлагая модели аналогичной размерности G500, G550, так же совсем недавний G650 и его вариант G650ER с увеличенной дальностью полета.

G650ER считается самым быстрым и далеким бизнес-джетом идет по показателю скорости «ноздря в ноздрю» с Cessna Citation X +. Крейсерская скорость обоих составляет 0.9 Маха, но Gulfstream предлагает наибольшую дальность полета 7500 морских миль.

В 2014 году Gulfstream объявила о планах выпуска новых версий двухмоторных G500 и G600, которые, по заявлению компании, смогут летать еще дальше и обеспечат больший комфорт, а также низкую стоимость эксплуатации. Первый такой G500 должен появиться в следующем году.

BEECHCRAFT

King Air

Beechcraft Corporation (бывший Hawker Beechcraft), в последнее время переживает период финансовой турбулентности. Компания, основанная как Beech Aircraft Corporation в 1932 году жителями Уичито Вальтером Х. и Олай Энн Бич производит популярные турбовинтовые и поршневые самолеты. В последние десятилетия она пережила несколько реорганизаций, в том числе слияние с Raytheon Aircraft – владельцем Hawker jet, и сменила собственников. Окончательно в 2014 году была приобретена американским технологическим гигантом Textron, который также владеет и компанией Cessna.

Самой популярной моделью Beechcraft является всемирно известный турбовинтовой King Air, который несколько лет назад отметил свое 50-летие. The King Air имел огромный успех, особенно в США, как исключительно практичный самолет и использовался для местных авиалиний, в медицинской авиации и т.д. Имея от 5 до 9 мест для пассажиров и дальностью полета свыше 1500 миль, он был дешевле в эксплуатации, чем его реактивные собратья.

Семейство Hawker jets от этого производителя есть уже линейкой типовых бизнес-джетов и включает в себя средньорозмірні Hawker 900/900XP (число мест – 9, дальность полета – 2500 м.м), Hawker 800/800XP, (число мест – 8, дальность полета – 2300 м.м), и легкий Hawker 700 XP (число мест – 8, дальность полета – 1960 г.м).

DASSAULT

Falcon 900

Компания Dassault была основана в 1929 году Марселем Десса. Имеет главный офис в Париже французский авиапроизводитель сначала выпускал военные самолеты пока не пришел на рынок бизнес-авиации в 1963 году. Его первым самолетом для деловых людей был Mystère 20, позже стал Falcon 20 и более известен за пределами Франции под этой маркой.

В настоящее время наиболее известной моделью этого производителя является 10-местный трансконтинентальный Falcon 2000 имеет дальность полета более 3000 морских миль.

Другая модель компании – Falcon 900 впечатляющий и стильный, как французский автомобиль, дальнемагистральный и тримоторний бизнес-джет с дальностью полета 5000 миль и 12-местным салоном. Но флагманскими стали Falcon 7X (число мест – 13, дальность полета 5,950 м.м.) и Falcon 8X. Будучи дальнемагистральными бизнес-джетами, они являются достойными конкурентами Gulfstream и Bombardier в этом сегменте. В стадии разработки находится Falcon 5X (число мест – 14, дальность полета 5,200 м.м.), его появление на рынке ожидается к 2020 году, когда компания закончит работу над инновационным двигателем Silvercrest, который предполагается устанавливать на новый самолет.

BOEING

Boeing Business Jet

Эта компания, более известная своими пассажирскими авиалайнерами и продукцией военного назначения, пришла на рынок бизнес-авиации в 1990 году, была основана в Сиэтле в 1916 году Уильямом Боингом.

Для создания серии Boeing Business Jet (известной как BBJ) Boeing использовал платформу своих авиалайнеров. Первый такой самолет был создан на базе 737, где был полностью переработан салон, приведен в соответствие к потребностям индивидуальных клиентов. В настоящее время это – самый большой и желанный для частного клиента самолет, который используется правительством и особенно важными лицами государства.

Внутреннее оборудование этого летающего дворца включает в себя королевскую спальню, две ванных комнаты, рабочий кабинет, полноразмерную кухню и жилую зону. Он может брать на борт до 30 человек (в зависимости от конфигурации) и покрывать расстояние без дозаправки более 6000 миль – конкурируя в этом с самыми дальнемагистральными бизнес-джетами. Другие версии BBJ базируются на платформах Boeing 777, Boeing 787 и Boeing 747-8 Intercontinental.

AIRBUS

Airbus 319CJ

Европейский аэрокосмический гигант Airbus SAS, как и его заокеанский конкурент Boeing, известный больше своими пассажирскими авиалайнерами, включая крупнейший в мире A380. Штаб-квартира концерна расположена во французской Тулузе, а наибольший ее завод – в немецком Гамбурге. Airbus ведет свою родословную с 1969 года, как консорциум европейских авиапроизводителей и американских партнеров.

Являясь зеркальным отражением своего американского соперника, Airbus также начал свой путь в деловую авиацию переоборудованием пассажирских авиалайнеров. Даже конечный потребитель таких самолетов, такой же, как и в Boeing – главы государств и руководители крупных корпораций.

Наиболее популярными моделями бизнес-джетов Airbus являются корпоративные ACJ318, ACJ319, ACJ320 и ACJ321. Они вмещают от 15 до 50 пассажиров и имеют дальность полета свыше 6,000 морских миль.