Сектор розничной и оптовой торговли и дистрибуции фармацевтической продукции находится ‘в игре’, как говорят на рынках. Группа компаний Lloyds Pharmaceuticals (розничная торговля) и AAH Pharmaceuticals (оптовая торговля) была приобретена Aurelius; Walden купила Movianto, присоединившись к Eurotranspharma и Ciblex и тем самым укрепив свои претензии на звание ‘европейского лидера в области транспорта и логистики для фармацевтической промышленности’; а слухи о поглощении ходят вокруг Boots / Alliance, принадлежащей Walgreen, наряду с другими компаниями в Великобритании и Европе.
Параллельно с этой рыночной активностью мы наблюдаем заметный рост набора персонала на должности высшего и среднего звена в сфере логистики и цепочки поставок в секторе. И это неудивительно, поскольку потребуются более широкие наборы навыков из соответствующих смежных секторов.
Смена собственника неизменно приводит к пересмотру бизнес-стратегий и, как следствие, к переоценке того, имеются ли необходимые навыки и опыт для достижения новых целей. Но это дополняет более фундаментальные изменения, которые были спровоцированы или ускорены пандемией Covid.
Реструктуризация и участие аптек в внедрении вакцин побудили к значительным и постоянным инвестициям в новые распределительные центры, доставку «последней мили» и автоматизацию, включая решения для роботизированного дозирования. Кроме того, пандемия выявила критические зависимости, особенно в отношении упаковки и средств доставки лекарств, что повысило устойчивость цепочки поставок в корпоративных повестках дня.
Что более важно, пандемия ускорила цифровизацию медицины, включая фармакологию. Давление на врачей общей практики было преодолено за счет расширения платформы NHS Direct и бума онлайн-медицины в частном секторе благодаря таким фирмам, как Babylon, PushDoctor и Lloyds Pharmacy Clinical Homecare. И это распространяется на онлайн-заказ лекарств и методов лечения, особенно повторных рецептов, для доставки непосредственно пациенту.
Процессы аналогичны потребительской электронной коммерции, но со значительными отличиями. Прямая связь с пациентом обещает стать более удобной, сократить количество отходов, стимулировать лучшее соблюдение курса пациентами, а также помочь контролировать проблему параллельного импорта. Более четкое представление о спросе может быть использовано в прогностической аналитике для дальнейшего совершенствования. Но что именно это может означать для роли оптовиков, все еще остается под вопросом.
Процесс разработки и внедрения вакцины также подчеркнул важность точной логистики клинических испытаний, где любой сбой в поставках может свести на нет месяцы или годы разработки и задержать внедрение ценных методов лечения.
Здравоохранение — это среда, богатая данными, и сейчас, по словам Уолдена, особое внимание уделяется использованию сложной аналитики данных, “чтобы оптимизировать логистические процессы и упорядочить потоки как внутри учреждений здравоохранения (аптеки, больницы), так и непосредственно для пациентов”. Цифровизация быстро применяется к множеству нормативных требований, от отслеживания в режиме реального времени до контроля качества, авторизации на рынке, выпуска лекарственных средств, таможенного брокерства и многого другого.
Перспективные компании также начинают планировать наступление эры индивидуально подобранных методов лечения, особенно в области клеточной и генной терапии. Так называемые цепочки поставок «от вены к вене» потребуют отточенной логистики для перемещения образцов крови или тканей от пациента в лабораторию, а также доставки готовой терапии обратно пациенту – и все это в критических временных рамках. Уже очевидная тенденция заключается в постоянном расширении ассортимента продукции в меньших объемах при высокой волатильности спроса, с очень короткими сроками хранения, требующими различных температурных режимов, что частично решается за счет расширения использования стратегий отсрочки. И, само собой разумеется, все это должно проводиться с соблюдением высочайших этических норм и ориентацией на клиента.
Итак, какие навыки требуются компаниям для решения этой сложной задачи? Очевидно, что опыт управления значительными изменениями будет ценным. Также востребованы специфические технические навыки – в робототехнике и автоматизации, в применении анализа больших данных в цепочках поставок и дистрибьюторской деятельности, а также в построении эффективных каналов сбыта напрямую для пользователей с учетом соответствующих уроков потребительской электронной коммерции. Востребован опыт работы в секторах, критичных ко времени (продукты с коротким сроком службы и жесткие требования к срокам поставки), а также в сокращении сроков выполнения заказов, как и опыт использования процессов закупок и взаимоотношений с поставщиками для повышения устойчивости цепочки поставок.
Руководителям всех уровней также потребуется понимание того, насколько жестко регулируются отрасли, особенно учитывая, что некоторые инновации, например, в области поставок напрямую пациенту, могут в некоторых странах потребовать изменения законодательства или нормативов.
Отчасти из-за этого в некоторых подразделениях сектора сложилось негласное предположение, что руководящему персоналу действительно нужны медицинские, фармакологические или биологические знания. Но теперь понятно, что это не обязательно так, и что необходимо извлечь уроки и передать знания из других секторов – потребительской электронной коммерции, цепочек распределения продуктов питания с регулируемой температурой, даже аналитики данных, используемых в таких отраслях, как мода, с большим объемом, но высокой вариативностью.
Bis Henderson обладает обширным опытом оказания помощи менеджерам, обладающим этими ценными навыками, в переходе в различные промышленные и коммерческие сектора, повышении их карьеры и содействии передаче знаний новым работодателям. Являясь естественным пунктом назначения для специалистов в области логистики и цепочек поставок, стремящихся развиваться, мы имеем доступ к обширному набору навыков и талантов, которые потребуются сектору фармацевтической дистрибуции для решения предстоящих задач.