В англоязычном толковом словаре Вебстера детектор лжи (polygraph) имеет такое определение: «Инструмент для одновременной записи различных импульсов; в более широком смысле-ДЕТЕКТОР ЛЖИ». Импульсы записываются в виде чернильного трека от колебаний пера самописца на движущемся листе бумаги. Под «импульсами» понимают изменения деятельности вегетативной нервной системы (ВНС), хотя колебание пера самописца могут отражать изменения любой деятельности.
Однако изменения в деятельности вегетативной нервной системы (а именно изменения пульса, артериального давления, температуры кожи, потоотделения и тому подобное) являются лишь показателями эмоционального возбуждения. Некоторые из этих изменений, в частности увеличение частоты дыхания, потоотделение, бледность и румянец, можно заметить и без детектора. Детектор http://detektorlzhi.kz/ лишь тщательно регистрирует их, отражая также незначительные изменения, которые невозможно заметить невооруженным глазом, и фиксируя и все другие проявления деятельности ВНС, такие как, например, пульс, который внешне заметить невозможно. Это делается за счет усиления сигналов от датчиков, которые прикреплен к различным частям тела испытуемого. В типичном случае используют четыре датчика. Двумя пневматическими ремнями обвязывают грудь и живот для фиксации изменений глубины и скорости дыхания. Рукав для измерения давления оборачивают вокруг предплечья для более точной фиксации деятельности сердца. Четвертый датчик измеряет незначительные изменения в потоотделении при помощи металлических электродов, которые прикрепляют к пальцам.
В толковом словаре Вебстера точно определено, что этот аппарат иногда называют детектором лжи, но это не совсем так. Это устройство не обнаруживает ложь как таковую. Все было бы намного проще, если бы существовал некий уникальный признак одной только лжи. Но такого признака не существует. Хотя отношение почти ко всему, что касается детектора лжи очень противоречиво, все его пользователи соглашаются, что он не обнаруживает ложь. Единственное, что он делает, это измеряет интенсивность проявлений возбуждения ВНС, то есть физиологические изменения, происходящие от эмоционального волнения человека.
Некоторые аспекты обработки информации — сосредоточение, поиски исходных данных, удивление — также могут изменять деятельность ВНС. Хотя в большинстве упоминаний о причинах неточности показаний детектора лжи подчеркивается роль эмоционального возбуждения, однако Рескин и Ліккен убеждены, что обработка информации также имеет важное значение в усилении деятельности ВНС во время теста на детекторе лжи.
То же самое происходит и с поведенческими признаками лжи. Я уже подчеркивал, что изменения в мимике, жестах и голосе еще не являются признаками лжи как таковой. Это всего лишь сигналы эмоционального возбуждения или затруднения в осмыслении. Вывод, что человек лжет, можно только на основании либо того, что его эмоции не соответствуют линии поведения, либо того, что она пытается их скрыть.
И в этом плане детектор лжи дает менее точную информацию, чем поведенческие признаки, о том, какие именно эмоции задействованы. Мікровирази могут обнаружить гнев, испуг, вину и т. п, а детектор лжи лишь покажет, что у человека появились какие-то эмоции, но он не укажет, какие именно.
Для выявления лжи оператор детектора лжи сравнивает зафиксированные показатели, которые получены во время релевантных (имеющих отношение к предмету исследования) вопросам («Вы украли 750 долларов?»), с показателями, которые получены во время второстепенных вопросов (например, «Сегодня вторник?» или «приходилось Ли вам что-либо воровать в жизни?»). Подозреваемого признают виновным, если детектор, реагируя на релевантные вопросы, показывает усиление показателей по сравнению с второстепенными вопросами.
Испытания на детекторе лжи, как и поведенческие признаки, весьма уязвимы к тому, что я называю ошибкой Отелло. Вспомните, как Отелло не сумел понять, что страх Дездемоны был не страхом пойманной изменницы, а страхом невинной жертвы, не видит никакого способа доказать собственную невиновность. Невиновные люди могут испытывать очень сильное эмоциональное возбуждение, узнав, что их подозревают во лжи. Тем более если их подозревают в совершении преступления, расспрашивают о деятельности, которая делает невозможным допуск к секретности, столь необходимый для их работы, или обвиняют в утечке закрытой информации. А для некоторых людей порой достаточно лишь самого требования пройти испытание на детекторе лжи.
Испуг может усилиться, если подозреваемый имеет основания думать, что оператор детектора лжи и полиция имеют предвзятое мнение в отношении него. К тому же страх — не единственная эмоция, которую может испытывать лжец: он может чувствовать еще и вину, и восторг надувательства. А любая из этих эмоций усиливает деятельность ВНС, что и фиксирует детектор лжи. Любую подобную эмоцию может испытывать не только лжец, но и совершенно невиновный человек. Какие именно эмоции будет испытывать подозреваемый, зависит от его личности, от характера отношений между ним и исследователем лжи, а также от ожиданий обоих.