Как оценить свой бизнес малого и среднего бизнеса в неопределенные времена

Большинство владельцев малого и среднего бизнеса, которые планировали продать свой бизнес в начале 2020 года, были вынуждены приостановить свои планы, когда разразилась пандемия.
С тех пор, в то время как одни предприятия испытывали трудности, другие процветали и, возможно, сейчас задаются вопросом, не пора ли извлечь выгоду из их успеха.

Продажа бизнеса в неопределенные времена сопряжена с некоторыми трудностями, и жизненно важно получить реалистичное представление о стоимости как можно раньше в любом процессе. Большинству владельцев малого и среднего бизнеса не нравятся затраты или сложность, и они часто откладывают оценку своего бизнеса, полагая, что оценка является дорогостоящей и сложной. Суть в том, что так не должно быть, а в нестабильные времена простота окупается больше, чем когда-либо.

С чисто финансовой точки зрения стоимость любого бизнеса — это текущая стоимость потоков его доходов. Наиболее часто используемым показателем дохода для малого и среднего бизнеса является EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации). Оценка компании обычно основывается на величине, кратной ее исторической и / или будущей EBITDA. Причина выбора EBITDA заключается в том, что это достаточно надежный показатель получения реального дохода / денежного потока.

Расчет мультипликаторов EBITDA
После того, как вы определили свой показатель EBITDA, вам необходимо выбрать правильный коэффициент EBITDA для вашего бизнеса, который позволит вам оценить стоимость. Для этого вам следует проанализировать компании в вашем секторе, которые торгуют на публичной бирже, и выяснить диапазон мультипликаторов EBITDA, по которым они торгуют. Pomanda, корпоративная информационная платформа, которой я руковожу, — это еще один способ быстрого доступа к отраслевым данным. Бухгалтеры и специалисты по корпоративным финансам могут дать дополнительные рекомендации, но сначала стоит разобраться в них с помощью собственного исследования. После того, как вы установили множественный диапазон, вы можете применить его к EBITDA вашего собственного бизнеса, чтобы сформировать диапазон оценки для вашей компании.

Как правило, вы обнаруживаете, что множественный диапазон довольно широк. Итак, если, например, вы успешно исследовали сектор розовых виджетов и установили, что аналогичные компании в вашем секторе торгуются с показателем EBITDA, кратным 7-12 EBITDA, что вам следует делать дальше? В качестве следующего шага важно понять, где в этом диапазоне оценки находится ваша компания и, в идеале, как достичь более высокого уровня. Есть три ключевых фактора, которые повлияют на это:

Первый ключевой фактор — это уровень уверенности, который вы можете предоставить в своем показателе EBITDA. Что касается исторических цифр, то вы можете помочь в этом, будучи полностью прозрачными в отношении всех ваших расходов и предоставив четкое обоснование для исключения любых разовых расходов. Что касается вашего прогноза EBITDA, то чем ближе вы в своем финансовом году к достижению этого показателя и чем больше вы уложитесь в бюджет, тем больше доверия будут вызывать ваши цифры. Будьте реалистичны в контексте того, как работает ваш бизнес. Если, например, вы занимаетесь розничной торговлей и Рождество является ключевой частью получения вами годового дохода, то любой покупатель захочет увидеть ваши номера, доставленные на Рождество, прежде чем придавать высокую степень уверенности вашему прогнозируемому показателю EBITDA.

Вторым ключевым фактором, определяющим показатель EBITDA, являются темпы вашего роста. Чем быстрее покупатель верит в то, что ваша компания будет расти, тем выше коэффициент EBITDA, который он обычно заплатит. Итак, взгляните на темпы роста компаний, с которыми вы сравниваете себя. Если они прогнозируют рост прибыли на 10% в год и торговлю с коэффициентом EBITDA, кратным примерно 7x, а вы прогнозируете, что ваш рост составит 15%, то у вас есть веские основания утверждать, что ваш коэффициент EBITDA должен быть выше.

Третьим фактором, определяющим показатель EBITDA, является ваша ликвидность. Проще говоря, если вы публичная компания и ваши акции можно легко купить и продать, то они считаются ликвидными. Если, что более вероятно для малого и среднего бизнеса, вы являетесь частной компанией, где нет официального рынка для акций компании и, вероятно, ограничений в отношении того, кому они могут быть проданы, то ваши акции считаются неликвидными. С точки зрения оценки скидка на неликвидность обычно применяется к показателю EBITDA публичного рынка, кратному примерно 20-30%. Итак, если вы найдете компанию с сопоставимыми темпами роста, которая торгуется на уровне 10-кратного показателя EBITDA, то вам нужно применить этот коэффициент для достижения реалистичного показателя, скажем, в 7-8 раз превышающего EBITDA, для вашего собственного бизнеса.

Расчет уровня вашего чистого долга
Таким образом, установив, что прибыль вашей компании pink widget должна быть в 7 раз больше ее EBITDA в 2 млн фунтов стерлингов, вы получаете корпоративную стоимость вашего бизнеса в 14 млн фунтов стерлингов. Окончательный расчет, который вам необходимо определить, чтобы получить цену, которую покупатель заплатит за ваши акции или акционерный капитал, — это уровень чистого долга внутри компании. Чистый долг в целом рассчитывается как краткосрочный банковский долг / финансовая аренда плюс Долгосрочный банковский долг / финансовая аренда минус денежные средства и их эквиваленты. Итак, если стоимость вашего предприятия составляет 14 млн фунтов стерлингов, а ваш чистый долг — 1 млн фунтов стерлингов, то стоимость вашего собственного капитала составит 13 млн фунтов стерлингов.

Если вам повезет и вы сможете создать серьезную конкуренцию, то более чем вероятно, что покупатель будет готов заплатить премию к стоимости, подразумеваемой вашими предыдущими расчетами. Тем не менее, они являются хорошей основой для начала, и существует множество процессов слияний и поглощений, которые потерпели неудачу из-за отказа обосновать свои ожидания в отношении оценки на разумной основе. Участники торгов могут повысить цену вашей компании, если они считают, что это того стоит. Но если вы установите слишком высокую начальную цену, вы можете отпугнуть их всех с самого начала. Сосредоточьтесь на простоте вашего процесса и прозрачности ваших показателей, и в конечном итоге у вас будет реалистичный взгляд на оценку.