Крепостное право генерала Мороза из потёмкинских деревень

Крепостное право генерала Мороза из потёмкинских деревень

                    160 лет назад <strong>Александр II</strong>, &laquo;императоръ и&nbsp;самодержецъ&raquo;, подытожил крестьянскую реформу Манифестом. То&nbsp;была не&nbsp;одна бумажка, а&nbsp;около 17 различных законодательных актов, превращавших &laquo;крепостных людей в&nbsp;свободных сельских обывателей&raquo;. Предания давно минувших дней? Ага, щаз!</p> <p>Период российской истории, начиная с&nbsp;1497 года (&laquo;Юрьев день&raquo;), среди наиболее почитаемых нашими &laquo;доброжелателями&raquo;. Ну&nbsp;теми, кто разбирается в&nbsp;&laquo;генетических предрасположенностях&raquo; и&nbsp;&laquo;принципиальной алогичности&raquo; государства (не&nbsp;важно&nbsp;&mdash; Московии или СССР) в&nbsp;здешних широтах. Они&nbsp;же специалисты по&nbsp;&laquo;комплексам неполноценности&raquo;, которые действительно могут стрельнуть эффективнее ракетных и&nbsp;довести до&nbsp;&laquo;самоподрыва&raquo; без всякой красной кнопки.</p> 
Надо только правильные установки развернуть: про &laquo;исконное (сермяжное, посконное, домотканое) рабство&raquo;, про &laquo;вековую отсталость&raquo;, и&nbsp;обязательно&nbsp;&mdash; &laquo;немытую Россию&raquo;. Стихотворение, между прочим, появилось спустя 32 года после смерти <strong>Лермонтова</strong>, первоисточника, написанного рукой поэта, не&nbsp;существует&nbsp;&mdash; <strong>Шолохову</strong> в&nbsp;своё время отказывали в&nbsp;авторстве &laquo;Тихого Дона&raquo; по&nbsp;гораздо меньшим основаниям. Казалось&nbsp;бы, у&nbsp;&laquo;немытой России&raquo; все признаки того, что потом назовут &laquo;цитатой из&nbsp;интернета&raquo; с&nbsp;поправкой на&nbsp;PR-технологии 19 века. Но&nbsp;президент зачем-то читает вслух, вернее, зачем читает <strong>Порошенко</strong> украинцам&nbsp;&mdash; понятно, а&nbsp;вот для чего <strong>Путин</strong> гражданам России&nbsp;&mdash; не&nbsp;совсем. Впрочем, это так, к&nbsp;слову.

Нынешний термин «гибридная война» не более чем политолоХия, то есть переименование элементарного громоздким. Попытки влиять на сознание «враждебных коллективов» известны с Древней Греции, а может и ещё раньше. Эка невидаль! Другой вопрос, что не всегда мир был опутан «телекоммуникационной сетью», поэтому Интернет «не всё запомнил».

Вон, испанцы до сих пор спорят с англосаксами о «чёрной легенде» — название протестантской пропаганды 16−17 веков, выставлявшей католическую Испанию тогдашним «Мордором». Даже нас сейчас спроси об освоении Американского континента, в сознании всплывут испанские «конкистадоры» (завоеватели) и английские «отцы-пилигримы» (путешественники). И по фигу, что «завоеватели» как-то умудрились сжиться с местными и положить начало латиноамериканцам, а там, где прошли «путешественники» коренное население массово поумирало. «Отцы», иху мать!

Нам ли, пережившим «потёмкинские деревни» (с подачи саксонского дипломата Георга Гельбига), «генерала Мороза» (сочинённого Наполеоном, додуманного командующим вермахта фон Боком) и прочее тому подобное, не понимать, что наша история всегда будет использована против нас. Тут главное сохранить баланс, не впасть в самовосхваление или в самоуничижение — две грани одного и того же явления. Попробую проиллюстрировать на примере «крепостного права», частенько подаваемого в этих «ваших интернетах» как «в Лондоне построили метро (1863год), а в России отменили рабство». Рабство, кстати, отменили в 1865 году, причём не у нас, а за океаном, но это самый мелкий нюанс.

Итак:</p> <p><strong>1) </strong>Крепостное право, как институт, впервые утверждено в&nbsp;Англии, в&nbsp;9 веке (по&nbsp;факту, начиная с&nbsp;7-го). Если для русского крепостного иметь корову и&nbsp;небольшое хозяйство являлось обычным делом, то&nbsp;для европейского сие было роскошью. Реформы там начались после восстания Уота Тайлера и&nbsp;продолжались с&nbsp;14 по&nbsp;16 век. &laquo;Освобождённых&raquo; от&nbsp;всего потом загнали в&nbsp;&laquo;работные дома&raquo; и&nbsp;насколько там было &laquo;сладко&raquo; можно почитать в&nbsp;мировой литературе.</p> <p><strong>2) </strong>Первые намётки об&nbsp;отмене крепостного права в&nbsp;России сделаны <strong>Павлом I</strong> в&nbsp;1797 году с&nbsp;подписанием Манифеста о&nbsp;трёхдневной барщине и&nbsp;ограничении подневольного труда.</p> <p><strong>3) </strong>К&nbsp;1861 году&nbsp;&mdash; из&nbsp;62,5 млн. населения Российской империи 23 млн находились в&nbsp;крепостной зависимости.</p> <p><strong>4) </strong>Главное отличие крепостного от&nbsp;раба, можно передать одним вопросом&nbsp;&mdash; Кто? В&nbsp;отличие от: Что? (имущество). Со&nbsp;всеми вытекающими из&nbsp;этого последствиями.</p> <p><strong>5) </strong>Суть &laquo;крепостного права&raquo; в&nbsp;государственном масштабе&nbsp;&mdash; прикрепление к&nbsp;земле для упорядочивания налогов и&nbsp;прекращению бродяжничества. Распределение &laquo;крепостничества&raquo; происходило не&nbsp;по&nbsp;&laquo;генетическим предрасположенностям&raquo;, а&nbsp;с&nbsp;учетом географическо-климатических особенностей. Мало обрабатываемых земель&nbsp;&mdash; нет смысла и&nbsp;&laquo;прикреплять&raquo;.</p> <p><strong>6)</strong> Можно&nbsp;ли было уйти (не&nbsp;убежать, а&nbsp;именно уйти) от&nbsp;помещика? Можно. Дед Ленина (по&nbsp;отцовской линии, 1770&mdash;1838) крепостной крестьянин <strong>Николай Ульянин</strong> отправился на&nbsp;заработки для уплаты оброка в&nbsp;город и&nbsp;обратно к&nbsp;помещику Брехову так и&nbsp;не&nbsp;вернулся.</p> <p>И&nbsp;напоследок: отрицать проблемы крепостного права глупо, но&nbsp;придавать им&nbsp;какое-то &laquo;особенное&raquo; значение ещё глупее.</p>

Источник

Сатирический журнал "Время" Все тексты категории "Сатира" на этом веб-ресурсе представляют собой гротескные пародии и не являются реальными новостями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика