Как продать фирму

За последние 10 лет я участвовал в нескольких сделках слияния и поглощения и разговаривал со многими предпринимателями, которые понятия не имеют, сколько стоит их компания. Ниже приведены несколько действий, которые могут существенно повысить ценность, когда вы решите продать свою компанию.

Оцените Стоимость

Стоимость вашего бизнеса будет зависеть от вашей отрасли, местоположения и состояния рынка. Однако есть несколько основных вопросов, которые должны задавать все предприятия. Каковы ваши продажи? Каков ваш доход? Сколько из этого составляет прибыль? Насколько стабилен рост? Насколько эффективны существующие у вас системы? На что (или кого) опирается ваш бизнес? Как у вас дела по сравнению с конкурентами? Как будет выглядеть рынок в ближайшем будущем? Каковы связанные с этим риски? Ответы на эти вопросы важны для оценки вашего бизнеса и повлияют на сумму, за которую вы сможете его продать. В зависимости от размера и возраста вашего бизнеса, вы можете рассчитывать на продажу от одного до четырех раз превышающую вашу годовую чистую прибыль. Но вы хотите большего.

Рассчитайте время

В зависимости от обстоятельств, ведущих к продаже, вы можете позволить себе роскошь правильно рассчитать время. В этом случае продавайте свой бизнес в то время, подробнее сюда, когда его прибыльность уже некоторое время неуклонно растет. Если прибыль начнет падать, потенциальные покупатели отнесутся к этому с подозрением. Бизнес, который выглядит так, как будто он все еще растет, будет гораздо более привлекательной инвестицией. Есть соблазн продержаться еще немного, чтобы пожинать плоды того огромного контракта, который вы только что заключили. Не делайте этого. Продавайте, когда воспринимаемая ценность вашего бизнеса максимальна. Если вы только что заполучили отличного клиента или получили хорошее освещение в прессе, сейчас самое время продавать.

Диверсифицируйте Свой доход

Каждый бизнес на чем-то специализируется. Однако, если что-то одно терпит неудачу, на горизонте маячат неприятности. Наличие только одного источника дохода сопряжено с риском, и этот риск снизит стоимость вашего бизнеса. Независимо от того, какой анализ рынка вы провели, прежде чем принять решение о продаже своего бизнеса, вы не можете предсказать будущее. Если вы диверсифицируете свои источники дохода, у вас будет гораздо больше шансов продать по высокой цене. Если один источник дохода иссякнет, это не будет означать конец бизнеса.

Диверсифицируйте Свои ресурсы

На какие ресурсы полагается ваш бизнес для достижения успеха? Если ответ один, и этим ресурсом являетесь вы, то вы не можете продавать. В конце концов, бизнес (скорее всего) не пойдет с вами как с сотрудником. То же самое касается и остальных ваших сотрудников. Если все ваши продажи осуществляются одним или двумя сотрудниками, это проблема. Что, если они уйдут из бизнеса? Если вы, с другой стороны, сможете гарантировать, что ваш бизнес опирается на несколько столпов, тогда вы сможете продать его по более высокой цене.

Оптимизируйте Свои системы

Вы всегда должны думать о наиболее эффективном ведении бизнеса. То же самое происходит, когда вы пытаетесь продать. Есть ли более быстрый способ добиться цели? Внедрите его. Обновите программное обеспечение. Оптимизируйте процедуры управления персоналом. Свяжите все концы с концами. Конечно, сейчас не время для крупных инвестиций, но оптимизируйте, где сможете. Убедитесь, что все работает как отлаженный механизм, и потенциальные покупатели будут рады вложить в вас дополнительные деньги.

Устраните недочеты

Есть ли у вас дополнительные запасы, которые некоторое время не будут продаваться? Возможно, вы откладывали их на черный день, думая, что в конечном итоге вам удастся их продать. Сейчас самое время избавиться от нее. Если вы этого не сделаете, это станет проблемой любого потенциального покупателя. У них будет много других забот, когда они займутся вашим бизнесом, и им не нужны дополнительные хлопоты. Если у вас есть неплательщики, которых вы преследуете долгое время, избавьтесь от них. Сделайте им окончательное предложение, от которого трудно отказаться.

Наведите Порядок В своих бухгалтерских книгах

Любой, кто заинтересован в покупке вашего бизнеса, будет заинтересован в финансовых отчетах. Убедитесь, что они организованы и опрятны. Ваши налоги должны быть улажены, а ваша кредитная история должна выглядеть хорошо. Если у вас есть какие-либо кредиты или долги, убедитесь, что погасили как можно больше из них. Если вы работаете с нестандартной системой бухгалтерского учета, обязательно стандартизируйте ее. Любой, кто придет к власти, не захочет тратить время на расшифровку каких-либо странных финансовых записей. Хорошо организованные записи повысят ценность вашего бизнеса.

Думайте наперед

Представьте, что вы хотите продолжать развивать свой бизнес. Каковы ваши планы на будущее? В каком направлении, по вашему мнению, движется ваш бизнес? Готовитесь ли вы к каким-либо изменениям на рынке? Вы планируете запустить новый продукт или предложить новую услугу? Как вы собираетесь реализовать этот план? Насколько в результате увеличится ваша прибыль? Ответы на эти вопросы захотят получить потенциальные покупатели. Продемонстрируйте надежный план роста, которому они могут следовать.