Педагоги уверены, что талантливыми рождаются все дети. Но не все становятся чемпионами, примами и профессионалами. Наличие способностей у ребенка к творчеству еще не обещает ей успех. Важно вовремя определить увлечения, развивать и поощрять достижению поставленной цели. И основная задача ложится на плечи родителей.
Есть шанс, что задатки и способности вашего малыша проявятся уже во время очередного семейного отдыха. Этапы формирования и развития способностей Формирование определенных задатков тесно связано с общим развитием ребенка. Семейная школа это лучший вариант для развития таланта у вашего ребенка.
Психологи выделяют пять возрастных периодов::
• 1-2 года — у малышей проявляются первые творческие наклонности;
• 3-4 годы — время всестороннего развития, пик формирования способностей. В этот период проявляются симпатии к определенному типу деятельности;
• 5-6 лет — развитие мышления. Приветствуется посещение секций и кружков по интересам, развитие таланта;
• 7-8 лет — проявление устойчивого интереса детей к творчеству, период посещения регулярных занятий для достижения первых успехов;
• 9-14 лет — формирование самостоятельности, способностей к анализу и синтезу, ответственного отношения к занятиям, определение дальнейшего пути развития.
Такая классификация не панацея для родителей. Важно помнить, что способности у детей могут просыпаться в разном возрасте. Если ваш малыш в четыре года еще не поет и не рисует, не пытайтесь насильно навязать деятельность. Его одаренность может раскрыться лишь до семи лет. Как выявить талант у ребенка? Выявить задатки и способности — первоочередная задача по развитию таланта. Это сделать несложно с помощью наблюдения за малышом.
Есть группа талантов, которые легко обнаружить по поведению детей. К ним относятся: музыкальные способности, художественный талант, артистичность и склонность к спорту. Чтобы узнать художественные наклонности, необязательно, чтобы малыш с утра до вечера рисовал или разрисовывал картинки.
На повышенное визуальное восприятие мира указывают и другие особенности поведения.
• Художественный талант — любит рисовать, складывать пазлы, собирать конструктор, строить визуальные образы, рисовать и наряжаться. Такие дети воспринимают мир глазами: при описании предметов употребляют слова «красивый», «яркий», «светлый», быстро учатся распознавать цвета.
• Музыкальные способности — ребенок с ранних лет обращает внимание на музыку, повторяет мелодию и ритм, копирует интонацию и произношение слов, прислушивается к окружающим звукам. Дети с хорошо развитым слухом легко осваивают иностранные языки, а также танцы.
• Артистические способности — любит быть на публике, повторяет поведение взрослых, любит наряжаться, изображает позы, копирует животных.
• Спортивные задатки — активный, много бегает, играет с мячом. Увлекается просмотром спортивных программ, любит наблюдать за игрой других людей. Целеустремленный и настойчивый.
• Математические способности — любит головоломки, задачи, нравится играть в шахматы и шашки, с упоением считает, хорошо запоминает числа.
В раннем возрасте долго рассматривает цифры. Если несколько талантов? Бывает так, что ребенок проявляет интерес сразу к нескольким занятиям. На вопрос «Что тебе нравится больше всего?», малыш отвечает «Не знаю». В возрасте от трех до пяти лет выявить преобладающие способности помогают психологические консультации и использования специальных методик. Например, диагностика визуального мышления и интеллекта по методу «Шесть кругов» Элиса Пола Торренса. Также родителям советуют больше играть с детьми, ведь во время игры чаще всего раскрываются способности. Определиться с выбором в более старшем возрасте помогают ознакомительные уроки и посещение тематических мероприятий. Например, если ребенок много рисует, сходите в картинную галерею или на пленэр художников. Если малыш любит петь, посетите вместе выступление детских ансамблей.