Методы преподавания психологии

Интерес к психологии как науке о человеке, его внутреннем мире, личности и проблемах взаимоотношений с внешней средой побудил включить эту дисциплину во все образовательные программы не только университетов, но и средних учебных заведений, а также в школьную практику, программы повышения квалификации и т.д. Конечно, объем и содержание курса “Психология” в университетах, на курсах и в школах принципиально различны, но в любом случае преподавателю важно овладеть дидактическими приемами изложения. Методы преподавания психологии — наука о том, как наиболее кратко представить психологию как предмет для изучения, законы процесса обучения, методы и инструменты, используемые при эффективном обучении групп разного возраста и базового образования.

Что такое методика преподавания предмета как науки? Это обучение представляет собой психологическую деятельность. Процесс обучения понимается по-разному. Это рассматривается как форма взаимодействия между учителями и учениками, как процесс овладения эффектами или как форма познавательной деятельности.

Методика преподавания психологии https://psychologik.ru/psychologik/razvitie/obuchenie-psihologii решает следующие задачи. Прежде всего, она определяет цель образования. Без четких целей невозможно решать другие дидактические задачи. Если до недавнего времени целью преподавания какой-либо дисциплины считалось овладение студентами необходимыми теоретическими и практическими знаниями и умениями, то в последние годы, в связи с развитием науки и увеличением требуемого объема знаний, более важным становится дать учащимся правильное направление, теоретическую базу для самостоятельного изучения предмета. И здесь возникает вопрос: какой объем знаний необходимо дать студенту для дальнейшего самостоятельного погружения в предмет психологии на разных этапах обучения?

В современной образовательной практике существует три основных метода преподавания психологии: программируемое, проблемное и интерактивное обучение.

Программированное обучение – наиболее традиционный метод, при котором в соответствии с предметом программы устанавливаются или корректируются цели, задачи и дидактические методы обучения и формы их контроля.

Проблемное обучение предполагает моделирование различных проблемных ситуаций, в которых может быть личность учащегося. Здесь получение знаний происходит через столкновение с этой проблемой, изнутри, в ходе поиска путей ее решения.

Преподавание психологии с использованием интерактивного метода позволяет погрузиться в предмет и выстроить процесс обучения через создание межличностного и группового взаимодействия.

Психология личности – предмет сложный и многогранный. Множество научных теорий и взглядов на многие проблемы, выявленные в ней, достаточно противоречивы, чтобы их можно было интерпретировать и объяснять в разных научных школах и направлениях. Кроме того, интерес к психологии как науке вызван желанием студентов познать самих себя, иметь возможность использовать полученные знания для проектирования своего поведения, своего успешного взаимодействия в обществе. Это, без сомнения, следует учитывать при преподавании данного предмета. Таким образом, методика преподавания психологии, ориентированная на профессиональную подготовку учителей, в соответствии с требованиями времени выбирает современные способы обучения. Вербальные приемы (лекции) сочетаются с визуальными методами – просмотром видеороликов, использованием интернет-ресурсов. Но прежде всего, методы преподавания психологии должны основываться на инновационных практических методах обучения, когда студенты не только являются активными участниками образовательного процесса, но и формируют этот процесс, исходя из своих интересов.